Советы юриста-косметолога (Юридическое лицо на разных стадиях развития фирмы)
Юлия Крузе
В современных толстых журналах для разных категорий читателей
достаточно часто рассказывают как в течении длительного времени, в разные периоды,
сезоны и прочее, ухаживать за своим лицом, кожей, телом, здоровьем, гардеробом,
мужем, женой, машиной, кошкой, собакой, компьютером, и т.д.
Это статья предназначена читателям, которых волнует вопрос
"Как ухаживать за Вашим юридическим лицом?"
Бизнес организация - явление динамичное. Развитие большинства предприятий происходит по схеме:
- группа единомышленников + бизнес-идея (детство);
- "семейная структура", ранняя стадия (подросток или тусовка);
- "семейная структура", поздняя стадия (средний возраст);
- этап зрелости: широкий спектр вариантов (зрелость).
Данная классификация не является единственной. С разной степенью условности
авторы учебников по бизнесу использовали термины серые мыши, хитрые лисы, храбрый
слон и неповоротливый бегемот.
Таким образом, всего выделяется 4 этапа, на каждом из которых бизнес организация
решает соответствующие управленческие задачи. (Подробнее см. Организующая структура) Подойдем теперь
к вопросу развития организации с точки зрения юридической и определим, какие
типичные правовые действия и наиболее вероятные угрозы присущи этим стадиям
развития бизнеса.
Сразу же две оговорки.
Во-первых, очевидно, что достаточно большой набор
юридических действий является стандартным и универсальным для любой стадии
развития. Хозяйственные договора, возможность проверок контролирующих органов,
вероятность судебных споров существует всегда. Отличия/критерии лежат в плоскости
принципиальной важности того или иного действия для организации, и осознания
последнего для руководителей бизнеса.
Во-вторых, при переходе от одной стадии к следующей, у
организации существует так называемый "критический период". При неблагоприятном
стечении событий именно в эти моменты организация наиболее вероятно может умереть.
И здесь юридические вопросы, особенно связанные с учредительными документами,
выходят на первый план.
Итак, первая стадия - рождение бизнеса (детство).
Этот период, после того как Вы уже знаете с кем будете делать бизнес, решаются
следующие юридические вопросы:
Выбор организационно-правовой формы бизнеса и места нахождения организации. Проще говоря, что будем регистрировать и где? ЗАО, ООО, Фонд, или компанию в зоне льготного налогообложения или сразу же совместное предприятие? Какие будут учредительные документы и кто их будет делать? Подробнее см. статью о регистрации организаций …..
- Издание первых приказов о назначении на должности членов Вашей бизнес- команды.
- Для хозяйственной деятельности кто-то, например директор, его заместитель или главбух пишет договора. Могут использоваться типовые формы - из информационных баз, справочников, можно взять у соседей или друзей.
- Закладываются элементы налогового планирования на уровне первоначальной схемы.
- Для акционерных обществ заводится реестр акционеров - не редко ученическая тетрадь в клеточку, должна проводится государственная регистрация акций. См. "Путь к провалу".
- В качестве кредитов используются частные займы. В качестве договора - расписка вернуть деньги. Бизнес идея и целевое использование заемных денежных средств не фигурируют.
- Общих собраний не созывают, стандартных форм документов нет.
Портрет я думаю, сложился. Многого еще нет, тем не менее, при благоприятном
развитии очень скоро организация переходит в следующую стадию - "тусовка" или
бурный рост организации.
Растет штатное расписание.
- Открываются филиалы, появляются представители. В положениях о филиалах и в документах, выдаваемых представителям организации оговорена лишь схема отношений, без всяких там раздражающих подробностей.
- Так же интенсивно денежные средства вкладываются в доли в другие бизнесы, разрабатываются учредительные документы долевых и дочерних организаций.
- Налоговое планирование осуществляется на оперативном уровне - главного бухгалтера, директора, см "Путь к провалу".
- Составляется и разными подразделениями ведется реестр хозяйственных и иных договоров.
- Идет приобретение собственности, объектов недвижимости. По этим вопросам заводятся отдельные папки, куда складывают все бумаги.
- Возможно правовое закрепление разработанной и продвинутой торговой марки, фирменного стиля организации.
При переходе к следующей стадии - средний возраст, организацию поджидает мало
приятный очередной "критический период". Даже если он пройден благополучно, у
юристов опять наступает страдная пора. Судите сами:
Происходит активная структуризация фирмы изнутри. Для этого закладывается юридический фундамент в виде:
- положения о персонале;
- должностных инструкций;
- типовых трудовых контрактов для разных категорий сотрудников;
- положений об оплате труда;
- положений о коммерческой и служебной тайне организации и т.д.
- Заключаются контракты с руководителями, пример ....
Кроме того, организация активизируется на внешнем рынке. Поэтому:
- Используются заемные средства кредитно-финансовых организаций.
- Разрабатывается собственная база типовых и иных договоров.
- Ведется единый электронный реестр договоров.
- В организациях, выросших за первый/единичный? уровень управления принимается положение о делегировании права подписи руководителем структурных подразделений.
Для упрочнения внутреннего положения собственники бизнеса возвращаются к
учредительным документам, реестру акционеров, в них уточняются важные позиции,
закрепляющие права на реальную собственность.
Объекты недвижимости также являются предметом работы и нуждаются в регистрации.
|
|