главная>>журнал>>юридические аспекты успешного бизнеса
Юридические аспекты успешного бизнеса.
Советы юриста-косметолога
(Юридическое лицо на разных стадиях развития фирмы)

Юлия Крузе

   В современных толстых журналах для разных категорий читателей достаточно часто рассказывают как в течении длительного времени, в разные периоды, сезоны и прочее, ухаживать за своим лицом, кожей, телом, здоровьем, гардеробом, мужем, женой, машиной, кошкой, собакой, компьютером, и т.д.

   Это статья предназначена читателям, которых волнует вопрос "Как ухаживать за Вашим юридическим лицом?"

    Бизнес организация - явление динамичное. Развитие большинства предприятий происходит по схеме:
   - группа единомышленников + бизнес-идея (детство);
   - "семейная структура", ранняя стадия (подросток или тусовка);
   - "семейная структура", поздняя стадия (средний возраст);
   - этап зрелости: широкий спектр вариантов (зрелость).

    Данная классификация не является единственной. С разной степенью условности авторы учебников по бизнесу использовали термины серые мыши, хитрые лисы, храбрый слон и неповоротливый бегемот.

    Таким образом, всего выделяется 4 этапа, на каждом из которых бизнес организация решает соответствующие управленческие задачи. (Подробнее см. Организующая структура) Подойдем теперь к вопросу развития организации с точки зрения юридической и определим, какие типичные правовые действия и наиболее вероятные угрозы присущи этим стадиям развития бизнеса.
Сразу же две оговорки.
   Во-первых, очевидно, что достаточно большой набор юридических действий является стандартным и универсальным для любой стадии развития. Хозяйственные договора, возможность проверок контролирующих органов, вероятность судебных споров существует всегда. Отличия/критерии лежат в плоскости принципиальной важности того или иного действия для организации, и осознания последнего для руководителей бизнеса.

   Во-вторых, при переходе от одной стадии к следующей, у организации существует так называемый "критический период". При неблагоприятном стечении событий именно в эти моменты организация наиболее вероятно может умереть. И здесь юридические вопросы, особенно связанные с учредительными документами, выходят на первый план.

    Итак, первая стадия - рождение бизнеса (детство). Этот период, после того как Вы уже знаете с кем будете делать бизнес, решаются следующие юридические вопросы:
    Выбор организационно-правовой формы бизнеса и места нахождения организации. Проще говоря, что будем регистрировать и где? ЗАО, ООО, Фонд, или компанию в зоне льготного налогообложения или сразу же совместное предприятие? Какие будут учредительные документы и кто их будет делать? Подробнее см. статью о регистрации организаций …..
  • Издание первых приказов о назначении на должности членов Вашей бизнес- команды.
  • Для хозяйственной деятельности кто-то, например директор, его заместитель или главбух пишет договора. Могут использоваться типовые формы - из информационных баз, справочников, можно взять у соседей или друзей.
  • Закладываются элементы налогового планирования на уровне первоначальной схемы.
  • Для акционерных обществ заводится реестр акционеров - не редко ученическая тетрадь в клеточку, должна проводится государственная регистрация акций. См. "Путь к провалу".
  • В качестве кредитов используются частные займы. В качестве договора - расписка вернуть деньги. Бизнес идея и целевое использование заемных денежных средств не фигурируют.
  • Общих собраний не созывают, стандартных форм документов нет.

    Портрет я думаю, сложился. Многого еще нет, тем не менее, при благоприятном развитии очень скоро организация переходит в следующую стадию - "тусовка" или бурный рост организации.
    Растет штатное расписание.
  • Открываются филиалы, появляются представители. В положениях о филиалах и в документах, выдаваемых представителям организации оговорена лишь схема отношений, без всяких там раздражающих подробностей.
  • Так же интенсивно денежные средства вкладываются в доли в другие бизнесы, разрабатываются учредительные документы долевых и дочерних организаций.
  • Налоговое планирование осуществляется на оперативном уровне - главного бухгалтера, директора, см "Путь к провалу".
  • Составляется и разными подразделениями ведется реестр хозяйственных и иных договоров.
  • Идет приобретение собственности, объектов недвижимости. По этим вопросам заводятся отдельные папки, куда складывают все бумаги.
  • Возможно правовое закрепление разработанной и продвинутой торговой марки, фирменного стиля организации.

    При переходе к следующей стадии - средний возраст, организацию поджидает мало приятный очередной "критический период". Даже если он пройден благополучно, у юристов опять наступает страдная пора. Судите сами:
    Происходит активная структуризация фирмы изнутри. Для этого закладывается юридический фундамент в виде:
  • положения о персонале;
  • должностных инструкций;
  • типовых трудовых контрактов для разных категорий сотрудников;
  • положений об оплате труда;
  • положений о коммерческой и служебной тайне организации и т.д.
  • Заключаются контракты с руководителями, пример .... Кроме того, организация активизируется на внешнем рынке. Поэтому:
  • Используются заемные средства кредитно-финансовых организаций.
  • Разрабатывается собственная база типовых и иных договоров.
  • Ведется единый электронный реестр договоров.
  • В организациях, выросших за первый/единичный? уровень управления принимается положение о делегировании права подписи руководителем структурных подразделений.

    Для упрочнения внутреннего положения собственники бизнеса возвращаются к учредительным документам, реестру акционеров, в них уточняются важные позиции, закрепляющие права на реальную собственность. Объекты недвижимости также являются предметом работы и нуждаются в регистрации.



карта сайта | главная | о проекте |  новости | услуги | тренинги и семинары  | клуб | презентация
©2000 В.Г. Паршков, журнал P&P
E-mail: info@pplus.ru

www.pplus.ru