главная>>журнал>>авторские колонки: Дудченко Вячеслав Сергеевич
Авторская колонка
Дудченко Вячеслав Сергеевич
Программный подход в консультировании.Пример инновационной программы «Местная власть - сила и авторитет».(Трансформация местной власти Одинцовского района Московской области в самостоятельно развивающуюся инновационную систему)
 Кроме того, сегодня в номере:

   Программный подход к инновированию (обновлению, развитию) социальных систем разного типа (организаций, городов, регионов) окончательно сформировался в отечественном управленческом консультировании к концу 80-х годов.
   Основные принципы этого подхода могут быть представлены следующим образом.
   1. Ориентация на сущностное обновление, трансформацию всей организации и ее связей с непосредственной средой.
   Практика показывает, что локальные, пусть даже достаточно эффективные изменения каких-то частей организации имеют тенденцию к замедлению и ослаблению в контексте «старой» неизменной системы, а также к причинению ущерба целому.
   2. Принцип «высокой планки» или «предельной цели».
   Стратегические цели, разрабатываемые для организации ее представителями, должны быть либо на пределе возможного (для обычной стратегической работы), либо за пределами возможного (в случае использования инновационной методологии, ориентированной на масштабные качественные прорывы в жизни организации).
   3. Принцип «пульсирующего инновирования».
   Программное инновирование социальной системы представляет собой серию стратегических мероприятий, построенных на основе интенсивного взаимодействия консультантов и членов организации. Временной промежуток между такими шагами (семинарами, совещаниями, встречами и т.д.) определяется стратегией работы и ситуацией в организации.
   Практика зарубежных консультантов, работающих в русле «организационного развития» («organization development»), подтверждает тот факт, что если новое вводится относительно быстро и с последующими периодами «отдыха», а не непрерывно и массированно, улучшение наступает быстрее, оно более значительно и дольше сохраняется.
   4. Принцип «Кумулятивной мотивации».
   Каждое действие консультантов, каждый метод и каждое событие этого процесса формируется и осуществляется таким образом, чтобы у представителей организации возрастала мотивация к участию в дальнейших позитивных изменениях. «Мотивационный вектор» методологических средств и организационных форм закладывается при их конструировании и отборе.
   5. Принцип самопрограммирования.
   На первых этапах работы разрабатывается концепция обновления и трансформации социальной системы, задающая содержательный стержень всех дальнейших действий. Стратегическая программа, в которую разворачивается эта концепция, на каждом шаге работы формируется и корректируется с учетом результатов предыдущего инновирования и актуального состояния социальной системы.
    Таким образом, реальная стратегия формируется итеративно, с учетом практических результатов каждого этапа работы и соотнесения их с концепцией обновления.
   6. Принцип «Выращивания инновационного ядра».
   Изменить организацию - значит изменить людей, входящих в ее состав, их менталитет, способы действия, содержание и характер их отношений. Сделать это можно только в одном случае - инициируя потребность в таком изменении. Люди, испытывающие острую неудовлетворенность и желание изменить ситуацию, составляют инновационный ресурс организации.
    Задача консультанта - помочь этому ресурсу возрасти и реализоваться. Инновационное ядро организации «выращивается» в ходе программной работы, начиная с формирования команды - носителя концепции обновления, и заканчивая становлением инновационной структуры, пронизывающей всю социальную систему.
   Программное инновирование можно представить как сложный инновационный процесс, затрагивающий все уровни организации - от личности работников до социоэкономической инфраструктуры системы. В этом процессе органично соединяются деятельность инновирующей социальной системы (например, консультационной фирмы) и инновируемой системы (клиентная организация). Указанные принципы разворачиваются при этом в методический арсенал, позволяющий работать не с кризисными ситуациями и конфликтами как таковыми, а строить альтернативные системы и отношения, которые содержат механизмы препятствования возникновению кризисов и конфликтов.
   Надо не бороться с чем-то или кем-то, а строить новое.
   Работа в режиме программного инновирования проводилась автором и его коллегами с социальными системами разного типа: с региональными системами государственного управления и местного самоуправления, со «сферными» системами типа сферы культуры, коммерции, автодорожной, производственными системами и некоторыми другими.
   Пример.
   Рассмотрим инновационную программу «Местная власть - сила и авторитет». Назначение этой программы - трансформация местной власти Одинцовского района Московской области в самостоятельно развивающуюся инновационную систему.
   Работа по программе началась в 1989 году, когда был проведен инновационный семинар с руководством и аппаратом Одинцовского исполкома и горкома партии (в составе участников были также руководители предприятий района, общественных организаций, депутаты, специалисты - всего 45 человек). Тема семинара: «Разработка инновационных принципов и направлений социально-экономического развития города и района».
    Эта работа была отнюдь не первой в данном районе: несколько инновационных семинаров было проведено на заводах. В рамках этих семинаров проводилась диагностика ситуации - и не только ситуации на заводе, но и ситуации района как среды. Таким образом, к началу семинара по разработке стратегии развития района консультанты владели детальной информацией о реальном состоянии дел. На самом семинаре были разработаны пять стратегических проектов развития района, которые затем были сведены в одну интегральную стратегию. Кроме того, одна из групп проработала стратегию и тактику выборов (лидер этой группы через год стал главой администрации района и по сей день им руководит). Участники работы создали также банк решений ключевых проблем управления городом и районом.
   Последующие два года в органах местной власти шла реорганизация, а к концу 1991 года новая администрация местной власти была сформирована. В течение этого периода времени консультанты провели еще несколько работ в районе: свыше двух десятков представителей разных сфер района прошли обучение в Школе инновационного менеджмента; был проведен комплексный консалтинг с работниками районного узла связи по переходу этой организации на модель двухэтажной экономики (успешно внедрена). Был проведен курс занятий (в том числе, с выездом на четырехдневный инновационный семинар) с выпускным классом одной из школ города. Осуществлялось постоянное взаимодействие с главой администрации района - помимо получения индивидуальных консультаций, он принимал участие в работе внутреннего методологического семинара консультационной фирмы, а также участвовал в работе семинара Вернера Эрхарда, американского консультанта, работающего по близкой методологии.
   Итак, к началу 1992 года аппарат местной власти в его обновленном (пока в основном по составу) виде был сформирован. Необходимо было начинать массированную работу по инновационной подготовке этого аппарата.
   С января по апрель 1992 года было проведено 4 пяти - семидневных выездных семинара:
    Январь 1992 года.
   Участники - руководители и аппарат местной администрации, депутаты, предприниматели - 40 человек.
   Назначение семинара: разработка структуры органов местной власти, способствующей реализации стратегии развития района и решению актуальных проблем города и района; разработка принципов и методов работы управленческой команды, запуск ее деятельностного становления; нахождение путей и способов пополнения бюджета района.
   На семинар пригласили предпринимателей района, что позволило снять намечающуюся конфронтацию между местной властью и предпринимателями и найти продуктивные способы взаимодействия в рамках реализации стратегии развития района.
   Результат этой стратегической инновационной линии программной работы на сегодняшний день - максимально благоприятный для бизнеса климат в районе, развитая инфраструктура предпринимательства и благожелательное отношение населения к этому «новому классу». С другой стороны, освоение представителями местной власти предпринимательской способности видеть пути зарабатывания денег, их умения находить возможности в любой ситуации, в соединении со специальной тренинговой работой позволили за короткое время пополнить средствами местный бюджет.
   Начали работать новые принципы продуктивной работы команды, найденные и отрабатываемые в реальном взаимодействии.
    Февраль 1992 года. Март 1992 года.
   Участники - главы сельских и поселковых администраций района.
   Две недельные школы инновационного управления, в рамках которых была разработана стратегия управления на этом уровне местной власти, решен ряд актуальных проблем, определен продуктивный режим взаимодействия с вышестоящим уровнем власти, продиагносцированы непродуктивные стереотипы в управленческой работе и отработаны эффективные навыки этой работы.
   Результат - консолидация глав администраций и становление лидерской управленческой команды местной власти на этом уровне управления:; снятие противоречий во взаимодействии с аппаратом власти районной администрации; резкое возрастание рефлексивности (видение себя в ситуации и более адекватное понимание других и ситуации в целом); повышение оперативности и точности в работе и т.д.
    Апрель 1992 года.
   Участники - главы сельских и поселковых администраций и специалисты их аппарата.
   Тренинг-семинар: «Местная власть - сила и авторитет».
   Назначение семинара - отработка способов взаимодействия с населением, общественностью, прессой, предпринимателями и др.; работа со сложными, конфликтными, стрессовыми ситуациями; формирование имиджа и так далее.
   В результате данного цикла работ сформировалась консолидированная команда руководителей всех уровней власти в районе, сложился продуктивный способ делового и личностного взаимодействия, установился климат взаимоподдержки и помощи развитию района. На фоне потрясающих страну столкновений исполнительной и представительной власти на всех уровнях управления здесь этой конфронтации не было, т.к. факты нестыковок в позициях и содержательных разногласий становились предметом спокойной согласовательной работы по принципам, детально отработанным на прошедших школах и семинарах.
   Отчетная конференция по итогам работы местной власти района в конце 1992 года доказала единство взглядов, сплоченность и конструктивность местной власти.
   К этому времени основная работа по становлению данной социальной системы как открытой, активной, рефлексивной, инновационной и социоинженерной была проведена.
   Инновационная команда - руководители местной власти всех уровней района и их аппарат - перешла на этап саморазвития. Консультантов подключали лишь для разовых консультаций в особо сложных, нестандартных ситуациях. Так,
   летом 1993 года, в течение пяти дней плотной совместной работы с этой командой в режиме инновационного семинара была проведена подготовка к проведению выборов. В результате организация выборной компании была безукоризненной, хотя в последующей рефлексии отмечен ряд тактических ошибок в связи с упущением ряда проработанных на семинаре моментов в ходе выборов.
   В декабре 1993 года в течение нескольких дней интенсивной совместной работы был создан Устав района - первый в России документ подобного рода. Эта работа стала как бы завершающим этапом всех предыдущих усилий, квинтэссенцией кумулятивных изменений в разных сторонах жизнепроявления местной власти - их философии, нормах работы, способах взаимодействия.
   Помимо всего прочего, руководители получили еще один новый опыт - опыт создания за короткий срок готового нормативного документа, требующего лишь утверждения областным руководством.
   Такой результат возможен был только потому, что исполнителями стали люди, понимающие друг друга, разделяющие ценностные основы совместной управленческой деятельности, продуктивно «вписанные» в сложную, меняющуюся ситуацию.
   Наконец, команда поставила перед собой задачу укрепления самостоятельности относительно внешней среды и власти в своем районе. Работа над Уставом, с этой точки зрения, положила начало новому этапу работы с новой внутренней стратегией - стратегией укрепления законодательных и нормативных основ жизнеобеспечения района. Создание «работающих» нормативных актов, активное участие в политической жизни, укрепление позиций в органах представительной власти страны свидетельствовали о том, что команда освоила самый сложный параметр инновационной саморазвивающейся системы - параметр, позволяющий управлять объемлющей системой.
   В 1994-1996 гг. с представителями всех уровней местных властей и активом района было проведено девять инновационных семинаров. Основная тематика - развитие местного самоуправления, формирование многоуровневой системы поддержки местной власти, стимулирование активности электората на выборах всех уровней, разработка инновационных технологий для проведения избирательных компаний.
   В 1996 году было официально зафиксировано, что стратегия развития Одинцовского района, разработанная в 1989 году, реализована более чем на 90%. Возникла ситуация дефицита стратегических разработок. Попытка развернуть широкий социально-экономический эксперимент по реализации системы экономической поддержки населения (СЭПИН) столкнулась с большими трудностями, поскольку, во-первых, она не была ориентирована на развитие производства.
   В 1997 году главой Одинцовской администрации была поставлена задача разработки стратегии развития района на период с 1997 по 2005 гг. Для решения этой задачи было проведено три инновационных семинара, на которых последовательно решались такие вопросы, как определение приоритетов развития района, разработка стратегических целей, расширение и формирование на новой основе управленческой команды администрации как разработчика и реализатора стратегической программы. В результате этой работы был создан документ «Стратегия развития Одинцовского района», построенный на основе новых методологических принципов.
   Основная идея, составившая содержательное ядро концепции развития района, - создание инновационно-экспериментального, непрерывно и самостоятельно развивающегося региона.
Один из ключевых принципов - баланс интересов муниципального образования, субъекта Российской Федерации (Московской области) и Российской Федерации.
   Приоритетные направления впервые были выстроены, начиная с социально-культурной сферы, а не экономики, как это делается в подобных программах обычно. Здравоохранение, образование и культура ставятся при этом на первое место. Далее по шкале приоритетов идет экология. И лишь на третьем месте в качестве обеспечивающего первые два идет блок экономики, в котором акцент делается на развитии сферы услуг, поддержке и развитии предпринимательской деятельности, развитии внешнеэкономической деятельности региона и эффективном использовании муниципальной собственности и ее приращении.
   Так была реализована система критериев выбора приоритетных направлений, коими являются:
   - человеческий фактор (оценка качества жизни населения региона)
   - жизнеобеспечивающий фактор
   - направленность на получение дополнительных доходов на территории района
   Новые идеи были предложены и по каждому стратегическому направлению развитию района. Так систему образования предлагалось сориентировать на подготовку кадров, способных работать в условиях инновационных проектов. Внедрение элементов рыночной экономики в области культуры и спорта должно позволить реализовать принципы самофинансирования в этих сферах. В основу стратегии улучшения экологической ситуации был положен принцип баланса интересов человека, среды обитания и природы.
   В качестве основных направлений улучшения экологической ситуации были определены следующие:
   1. Экологическая идеология.
   2. Эколого-эстетическое состояние территории района.
   3. Экологически чистое продовольствие.
   4. Экологически безопасное производство.
   Стратегические направления развития экономики формировались таким образом, чтобы обеспечить повышение качества жизни населения района. Механизм реализации стратегической программы развития района включает в себя научно-методологическое, кадровое, нормативно-правовое и материально-финансовое обеспечение.
   Всего в Одинцовском районе с 1989 по 1997 гг. было проведено 30 инновационных семинаров, между которыми велась определенная научно-методологическая и консультационная работа. С управленческой командой администрации было проведено за эти годы 20 семинаров. Фактически, эти формы научно-методологического обслуживания деятельности властной структуры стали органичной составляющей подготовки, разработки, принятия и практической реализации решений органов местного самоуправления. А реализация принципов программного подхода к развитию социальных систем позволила внести значительный вклад в результаты управленческой деятельности администрации.
   О результативности такой модели интеграции науки и практики управления свидетельствует тот факт, что Одинцовский район последние годы устойчиво работает как район недотационный (таких в Московской области всего три).
    А по результатам проведенного в прошлом году конкурса район занял первое место среди районов Московской области.
 
 
 
карта сайта | главная | о проекте |  новости | услуги | тренинги и семинары  | клуб | презентация
©2000 В.Г. Паршков, журнал P&P
E-mail: info@pplus.ru

www.pplus.ru