главная>>журнал>>бизнес-планирование и работа с инвесторами
Бизнес-планирование и работа с инвесторами
  Бизнес-план "для себя":
как составить блок схему бизнес-процессов

В.Г.Паршков

   Все чаще и чаще бизнес-план пишется не для третьих лиц (партнеров, инвесторов, кредитных учреждений и т.п.), а "для себя". То есть составляется план развития собственного бизнеса. Примеры таких бизнеспланов приведены в разделе "Тропинки к успеху" ("Выбор генеральных целей и стратегии развития", "Пример оценки рынка и установления ценовой политики").

   Но если мы пишем бизнес-план для себя, то он как минимум должен отражать реальное состояние бизнеса сегодня и осмысленное понимание каким он должен стать завтра. Более того , желаемое "завтра" должно быть трудно, но все-таки достижимым.

    К сожалению, очень часто, когда начинают писать такой бизнес-план для себя, сразу пытаются описать весь бизнес целиком. Это не самый верный путь.

    Во-первых, это крайне сложно. Есть опасность , что описывая ситуацию "какие мы сегодня" , на самом деле мы рисуем картинку "мы хотим чтобы было так и нам кажется что так и есть"".

    Во-вторых, это не самый быстрый путь. Не быстрый, потому что потом, когда выяснится, что разработанный план упорно не хочет выполняться в предначертанные сроки, все придется переписывать сначала.

    В третьих, чаще всего целесообразно составлять план реализации конкретного проекта. А уж потом сводить их всех в комплексный план развития всей компании.

    Ну и наконец, чтобы избежать ошибок и иллюзий , есть смысл попробовать для начала понять и изобразить на бумаге "из каких бизнес-процессов состоит наш бизнес".

    Другими словами четко понять какие действия и в какой последовательности нам надо предпринять , чтобы например купить товар в одном месте и продать его в другом. Одновременно ,как правило, становится ясно не только что и в какой последовательности мы должны делать, но и какие ресурсы (финансовые, материальные, кадровые) нам для этого понадобятся.

    Если цель проста, то можно конечно обойтись без описания бизнес-процесса. Например, если задача "в моем кабинете всегда должно быть чисто", то достаточно нанять уборщицу и толково ей объяснить "в моем кабинете всегда должно быть чисто".

    Она скорее всего эмпирическим путем "будет делать чисто" исходя из здравого смысла и своего жизненного опыта. Но в принципе - это тоже бизнес-процесс. И если его попытаться формализовать и описать получится примерно следующая последовательность действий.
  • Узнать, когда можно заглядывать в кабинет к шефу, чтобы оценить необходимость уборки.
  • Узнать, нужно ли наводить порядок на рабочем столе - а)протереть пыль и все бумаги положить точно на то же место; б)протереть пыль и все бумаги сложить в красивые стопочки; в) нельзя даже прикасаться к рабочему столу
  • уточнить, когда можно заниматься приборкой в кабинете
  • составить план действий:
    • сначала поливаю цветы (узнать где брать воду и из чего принято поливать - лейка тоже ведь материальный ресурс)
    • потом пропылесосить (узнать где лежит пылесос, у кого брать расходные материалы к нему - пылесборники, моющие составы и т.п.)
    • потом протереть влажной тряпкой (понять что можно и нужно протирать, где брать ведро, тряпки и т.п.)
    • проветрить или нет, освежить воздух дезодорантом (тогда каким и где его берут) или нет и т.д.
  • раз задача "должно быть чисто" - узнать , что делать после большого скопления посетителей, которые оставили следы на ковре а) немедленно приступать к внеплановой уборке б) известить секретаря , что нужно навести легкий марафет в кабинете босса в) ничего не делать - днем за все отвечает секретарь и т.п.

    Этот простенький бизнес-процесс может быть описан и еще подробнее и по другому, не будем продолжать. Но, взгляните даже при таком беглом описании, выяснилось, что нужно принять не только уборщицу, но и приобрести некоторые ресурсы: пылесос, лейку, ведро, тряпки и т.п. Кроме того выяснилось, что нужно познакомить уборщицу с секретарем и завхозом. Нужно объяснить ей "как у нас принято одеваться, обращаться к боссу" и много чего еще. Продолжать эту разминку не будем.

    Понятно, что на самом деле, как мы говорили этот бизнес-процесс можно и не описывать в виде блок-схемы. Толковый завхоз сам решит, как ему лучше объяснить уборщице суть и смысл ее работы.

    Но в большинстве других случаях, составление таких блок-схем бизнеспроцессов позволит Вам заранее угадать "узкие" места и расшить их, увидеть "опасные" места и "подстелить соломки", прикинуть какие дополнительные ресурсы Вам понадобятся и заранее решить, где Вы их возьмете и на какие деньги купите.

    Так например, для максимально выгодного решения задачи " купить товар в одном месте и продать его в другом" уже есть смысл описать этот бизнес-процесс и составить его блок-схему. Это позволит Вам помимо сказанного не делать лишних движение (значит не тратить лишних денег) и подстелить соломки в опасных местах.

    Ниже приведен пример описания бизнес-процесса "Клиринговые операции" в виде блок-схемы. Другой пример описания бизнес-процесса "Подбор персонала" Вы можете посмотреть в разделе "Эффективное управление персоналом".

Блок-схема бизнес-процесса: "Клиринговые операции" (gif, 78 Kb )


карта сайта | главная | о проекте |  новости | услуги | тренинги и семинары  | клуб | презентация
©2000 В.Г. Паршков, журнал P&P
E-mail: info@pplus.ru

www.pplus.ru