Бизнес-план "для себя":
как составить блок схему бизнес-процессов
В.Г.Паршков
Все чаще и чаще бизнес-план пишется не для третьих лиц
(партнеров, инвесторов, кредитных учреждений и т.п.), а "для себя". То есть
составляется план развития собственного бизнеса. Примеры таких бизнеспланов
приведены в разделе "Тропинки к успеху" ("Выбор генеральных целей и стратегии
развития", "Пример оценки рынка и установления ценовой политики").
Но если мы пишем бизнес-план для себя, то он как минимум
должен отражать реальное состояние бизнеса сегодня и осмысленное понимание каким
он должен стать завтра. Более того , желаемое "завтра" должно быть трудно, но
все-таки достижимым.
К сожалению, очень часто, когда начинают писать такой бизнес-план для себя, сразу
пытаются описать весь бизнес целиком. Это не самый верный путь.
Во-первых, это крайне сложно. Есть опасность , что описывая ситуацию "какие
мы сегодня" , на самом деле мы рисуем картинку "мы хотим чтобы было так и нам
кажется что так и есть"".
Во-вторых, это не самый быстрый путь. Не быстрый, потому что потом, когда
выяснится, что разработанный план упорно не хочет выполняться в предначертанные
сроки, все придется переписывать сначала.
В третьих, чаще всего целесообразно составлять план реализации конкретного
проекта. А уж потом сводить их всех в комплексный план развития всей компании.
Ну и наконец, чтобы избежать ошибок и иллюзий , есть смысл попробовать для
начала понять и изобразить на бумаге
"из каких бизнес-процессов состоит наш бизнес".
Другими словами четко понять какие действия и в какой последовательности нам
надо предпринять , чтобы например купить товар в одном месте и продать его в
другом. Одновременно ,как правило, становится ясно не только что и в какой
последовательности мы должны делать, но и какие ресурсы (финансовые,
материальные, кадровые) нам для этого понадобятся.
Если цель проста, то можно конечно обойтись без описания бизнес-процесса.
Например, если задача "в моем кабинете всегда должно быть чисто", то достаточно
нанять уборщицу и толково ей объяснить "в моем кабинете всегда должно быть чисто".
Она скорее всего эмпирическим путем "будет делать чисто" исходя из здравого
смысла и своего жизненного опыта. Но в принципе - это тоже бизнес-процесс. И
если его попытаться формализовать и описать получится примерно следующая
последовательность действий.
- Узнать, когда можно заглядывать в кабинет к шефу, чтобы оценить
необходимость уборки.
- Узнать, нужно ли наводить порядок на рабочем столе - а)протереть пыль и
все бумаги положить точно на то же место; б)протереть пыль и все бумаги сложить
в красивые стопочки; в) нельзя даже прикасаться к рабочему столу
- уточнить, когда можно заниматься приборкой в кабинете
- составить план действий:
- сначала поливаю цветы (узнать где брать воду и из чего принято поливать -
лейка тоже ведь материальный ресурс)
- потом пропылесосить (узнать где лежит пылесос, у кого брать расходные
материалы к нему - пылесборники, моющие составы и т.п.)
- потом протереть влажной тряпкой (понять что можно и нужно протирать, где
брать ведро, тряпки и т.п.)
- проветрить или нет, освежить воздух дезодорантом (тогда каким и где его
берут) или нет и т.д.
- раз задача "должно быть чисто" - узнать , что делать после большого
скопления посетителей, которые оставили следы на ковре а) немедленно приступать
к внеплановой уборке б) известить секретаря , что нужно навести легкий марафет в
кабинете босса в) ничего не делать - днем за все отвечает секретарь и т.п.
Этот простенький бизнес-процесс может быть описан и еще подробнее и по другому,
не будем продолжать. Но, взгляните даже при таком беглом описании, выяснилось,
что нужно принять не только уборщицу, но и приобрести некоторые ресурсы: пылесос,
лейку, ведро, тряпки и т.п. Кроме того выяснилось, что нужно познакомить уборщицу
с секретарем и завхозом. Нужно объяснить ей "как у нас принято одеваться,
обращаться к боссу" и много чего еще. Продолжать эту разминку не будем.
Понятно, что на самом деле, как мы говорили этот бизнес-процесс можно и не
описывать в виде блок-схемы. Толковый завхоз сам решит, как ему лучше объяснить
уборщице суть и смысл ее работы.
Но в большинстве других случаях, составление таких блок-схем бизнеспроцессов
позволит Вам заранее угадать "узкие" места и расшить их, увидеть "опасные"
места и "подстелить соломки", прикинуть какие дополнительные ресурсы Вам
понадобятся и заранее решить, где Вы их возьмете и на какие деньги купите.
Так например, для максимально выгодного решения задачи " купить товар в одном
месте и продать его в другом" уже есть смысл описать этот бизнес-процесс и
составить его блок-схему. Это позволит Вам помимо сказанного не делать лишних
движение (значит не тратить лишних денег) и подстелить соломки в опасных местах.
Ниже приведен пример описания бизнес-процесса "Клиринговые операции" в виде
блок-схемы. Другой пример описания бизнес-процесса "Подбор персонала" Вы можете
посмотреть в разделе
"Эффективное управление персоналом".
Блок-схема бизнес-процесса: "Клиринговые операции" (gif, 78 Kb )
|
|