Главным событием как уходящего
в сфере налогообложения, стало принятие и
введение в действие части второй
Налогового Кодекса (далее НК). С этим
нормативным актом налогоплательщики
связывали большие надежды, оправдались ли
они или нет, покажет время.
Однако, первые
выводы уже можно сделать. Главный - «смотри
под ноги налогоплательщик, не то шишку
набьешь». Именно «ухабам и рытвинам»
налогового Кодекса и посвящена эта статья.
Первое – это сама
форма изложения текста. Конечно, законы
пишутся юридическим языком, но все же это
человек окончивший школу должен опознавать
его как русский язык. Некоторые фрагменты
текста вызывают сомнение, что у авторов
была бабушка - чистый родник родного языка.
Зачастую, текст
части 2 НК «грешит» неопределенностью
формулировок и терминов, смысл которых
доходит далеко не с первой попытки
прочтения. В тексте есть конфликты
различных частей. Все это делает изучение
второй части НК тяжелым трудом для не
подготовленного пользователя. Поэтому,
советую читать несколько раз, чем больше,
тем лучше.
Пойдем по порядку
– отдельно по каждому налогу.
1. НДС.
По НДС, общий
порядок не изменился:
НДС в бюджет = НДС
полученный – НДС уплаченный
Поэтому, по-прежнему,
необходимо внимательно выбирать себе
контрагента. Если он не уплачивает НДС, то и
по закупленным товарам (работам, услугам) у
него НДС возмещению не подлежит. С 1 января
2001 года к организациям, не уплачивающим НДС
(те, кто переведен на уплату единого налога
на вмененный доход, работающие на
упрощенной системе), добавились еще
избранные. Это организации, которым
предоставлено право (именно право, а не
обязанность) не уплачивать НДС, если их
обороты не превышают 1 млн. руб. (без НДС,
акцизов, налога с продаж) за три любых
последовательных месяца.
Если обороты
вашего контрагента, возможно неожиданно
для него самого, превысили 1 млн. руб. за три
последовательных, он автоматически
переходит в разряд плательщиков НДС.
Следовательно, возможна ситуация, что
договор исполнен только на половину, а
порядок определения его цены изменяется по
причине того, что одна из сторон переходит
на новый режим налогообложения.
Определение суммы фактических платежей в
бюджет по НДС в этом случае становится
вашей головной болью.
При
ценообразовании на предприятии необходимо
учитывать возможность налогового контроля
цен и их пересмотра с учётом рыночной
конъюнктуры (подробнее см. ст.40 НК). Вкратце
это можно изложить следующим образом.
В общем порядке
для целей налогообложения принимается цена
товаров, работ или услуг, указанная
сторонами сделки. Пока не доказано обратное,
предполагается, что эта цена соответствует
уровню рыночных цен. Однако налоговые
органы вправе проверять правильность
применения цен по сделкам в следующих
случаях:
а) между
взаимозависимыми лицами, по товарообменным
(бартерным) операциям; при совершении
внешнеторговых сделок;
б) при
отклонении более чем на 20 процентов в
сторону повышения или в сторону понижения
от уровня цен, применяемых
налогоплательщиком по идентичным (однородным)
товарам (работам, услугам) в пределах
непродолжительного периода времени.
При этом,
налоговые органы должны учитывать скидки,
вызванные сезонными и иными колебаниями
потребительского спроса, потерей товарами
качества или иных потребительских свойств;
истечением (приближением даты истечения)
сроков годности или реализации товаров;
маркетинговой политикой, в том числе, при
продвижении на рынки новых товаров, не
имеющих аналогов, а также при продвижении
товаров (работ, услуг) на новые рынки;
реализацией опытных моделей и образцов
товаров в целях ознакомления с ними
потребителей.
В принципе
простор для маневра есть. Особенно для
разовых сделок. Или если у вас хороший
главный бухгалтер, или аудитор.
2. Налог на
доходы.
Ставка 30%
установлена в отношении дивидендов и
доходов, получаемых физическими лицами, не
являющимися налоговыми резидентами РФ.
При этом
необходимо помнить, что дивидендом
признается любой доход, полученный
акционером (участником) от – организации
при распределении прибыли, остающейся
после налогообложения, по принадлежащим
акционеру (участнику) акциям (долям)
пропорционально долям акционеров (участников)
в уставном (складочном) капитале этой
организации. То есть фактически любые
доходы, выплачиваемые участникам, как бы их
не называли (а значит, это касается и ООО).
Вызывает
одобрение то, что введена норма
освобождения от налога на доходы
физических лиц той части дивидендов, за
которую был заплачен налог на прибыль
организации. Проще говоря, если ваша
организация уплачивает налог на прибыль
без использования льгот, то дивиденды можно
выдавать участникам без удержания с них
налога на доходы. Тем самым исключается
двойное налогообложение (ставки налога на
прибыль равна или больше, чем ставка налога
на доходы физических лиц в виде дивидендов,
и, следовательно, одно налоговое
обязательство покрывается другим).
Однако, если
организация пользуются льготами по налогу
на прибыль, то с той части дивидендов,
которые являются прибылью не обложенной
налогом, необходимо удержать налог на
доходы.
При работе с
иностранцами необходимо помнить, что к
физическим лицам - налоговым резидентам
Российской Федерации, относятся физические
лица, фактически находящиеся на территории
Российской Федерации не менее 183 дней в
календарном году.
Физические лица,
фактически находящиеся на территории
Российской Федерации менее 183 дней в
календарном году, не являются налоговыми
резидентами Российской Федерации.
Здесь необходимо
обращать внимание на изменение статуса
работника: может случиться так, что в
течение налогового периода работник
поменяет статус и тогда должна быть
изменена и ставка налога, по которой
производится удержание налога на доходы
физических лиц.
Теперь - о
материальной выгоде, полученной от
экономии на процентах при получении
налогоплательщиками заемных средств, а так
же, при приобретении товаров. Сумма
рассчитывается исходя из трех четвертых
действующей ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации в
течение периода, за который начислены
проценты - по рублевым вкладам, и 9 процентов
годовых - по вкладам в иностранной валюте.
Здесь нужно обратить внимание на то, что
ставка рефинансирования должна применятся
в том размере, в каком она была на дату
получения заёмных средств, вне зависимости
от ее нынешнего размера. Вопрос актуален
особенно для «старых» займов в период
большой инфляции и соответственно высокой
ставки рефинансирования, по которым
возврат денег до сих пор не осуществлен.
Если сравнивать с
ранее действовавшим порядком, то можно
сделать вывод об облегчении налогового
бремени в целом и усилении его в части,
касающейся ставок 30 и 35%.
Добавились вычеты
по данному налогу. Вычеты подразделяются на:
а) стандартные
(400 на работника, 300 на ребенка, вычеты
предоставляются работодателем по
письменному заявлению работника);
б) социальные
– не более 25% от дохода - перечисляются
налогоплательщиком на благотворительные
цели, не более 25 000 за обучение, не более 25 000
за медикаменты и лечение;
в)
имущественные – предоставляются при
реализации налогоплательщиком объектов
недвижимости. Если объект находился в
собственности от 3 до 5 лет - вычет до 1 000 000
рублей, менее 3 лет - до 125 00 рублей, при
приобретении (постройке) жилья в размере 600 000
рублей.
Обратите внимание
и социальные, и имущественные вычеты, в
отличие от стандартных, предоставляются
только налоговым органом по письменному
заявлению налогоплательщика при подаче
декларации по окончании налогового периода.
Это относится и к тем вычетам, которые
длятся с прошлых лет (раньше по месту
выплаты дохода).
3. Единый
социальный налог взнос.
Если в случае с
налогом на доходы физических лиц
организации выступают в роли налоговых
агентов, то в этом случае они являются
налогоплательщиками. Единый социальный
налог заменил собой отчисления во
внебюджетные фонды, почти сохранив при этом
размеры сборов. В общем итоге суммы
платежей уменьшились только на 2.9 % - сейчас
35.6% был 38.5% - за счёт фонда социального
страхования (1.4%) и упразднения фонда
занятости.
Единый социальный
налог перечисляется отдельно по каждому
фонду на счета фонда, пропорционально в
соответствии с составляющими частями:
пенсионный фонд 28%, фонд социального
страхования 4%, фонды обязательного
медицинского страхования 3.6%, итого 35.6%.
Общий порядок
исчисления и уплаты данного налога остался
без изменения, однако, появились некоторые
нововведения. Так теперь, этот налог будут
платить любые работодатели, которые
выплачивают кому-либо доходы. То есть, это
коснется и простых граждан. Например, если
вы наняли няню для ребенка, то должны с
суммы выплачиваемого няне дохода уплатить
35.6% в бюджет.
Еще одним
нововведением, широко разрекламированным,
стало то, что шкала ставок единого
социального взноса регрессивная, т. е. чем
больше зарплата, тем меньше налог.
Существует специальный алгоритм расчёта
применения регрессивной шкалы.
Ознакомление с алгоритмом позволяет
сделать вывод, что если на каждого
работники, без учёта наиболее оплачиваемых
(10% или 30%), в среднем не приходится выплат
на 4 200 рублей, то налог должен уплачиваться
по всем работникам по максимальной ставке.
По аналогии с
налогом на доходы физических лиц
практически все виды материальной выгоды
подлежат налогообложению.
Еще одним
существенным изменением стало то, что
выплаты, произведенные за счёт средств,
остающихся в распоряжении организации
после уплаты налога на прибыль не подлежат
налогообложению единым социальным налогом.
Не спешите радоваться. Это относится только
к тем выплатам, которые должны быть
произведены именно за счёт чистой прибыли.
То есть, за счёт средств, за которые уже
уплачен налог, равный, по крайней мере, 30%.
Поэтому данная норма не позволит
источникам выплат существенным образом
оптимизировать налогообложение, но
позволит избежать двойного
налогообложения в случае произведения
выплат, которые в соответствии с
действующим порядком не могут быть
отнесены на себестоимость. В случае, когда
выплаты производятся за счёт оборотных
средств, единый социальный налог с таких
выплат будет производиться в общем
порядке.
В заключение
необходимо отметить, что за несколько дней
до введения II части НК в него было внесено
более 100 поправок. С учётом имеющегося опыта
введения подобных законодательных актов,
можно утверждать, что новые изменения долго
себя ждать не заставят. Поэтому непрерывный
мониторинг законодательства является
непременным условием выживания в условиях
налоговой системы Российской Федерации.
Если же через организацию проходят
значительные денежные средства, то
квалификация главного бухгалтера должна
быть вне сомнения и постоянно повышаться.
Непрофессионалам можно только
посочувствовать, так как реформа нашей
налоговой системы находится в начальной
стадии.
Успехов и терпения
дорогие налогоплательщики. Ваш налоговый
инспектор, Илья Мокрышев.
P.S. публикация не
претендует на полноту изложения вопроса, в
ней изложено личное мнение автора,
основанное на изучении нормативных актов о
налогах и сборах.
|