В современных условиях ведения бизнеса компании-поставщики
часто вынуждены предоставлять покупателям отсрочку платежа. В зависимости от
степени ликвидности продаваемого товара, средний срок отсрочки колеблется в
пределах 20-45 дней. Преимущества товарного кредита для покупателя очевидны: нет
необходимости выводить из оборота значительные денежные средства, как в случае
предоплаты или оплаты по факту; покупатель может планировать график погашения
задолженности, а также свести к минимуму риск получения некачественного товара.
Однако согласие поставщиков на предоставление товарного кредита приводит к
сокращению оборотных средств и ухудшению текущей ликвидности этих компаний,
возникновению кассовых разрывов и снижению финансовой устойчивости, что в итоге
негативно сказывается на рентабельности бизнеса и объемах получаемой прибыли.
“Бремя” долга по поставкам с отсрочкой платежа еще больше усугубляется в случае,
если покупатель не соблюдает указанные в договоре сроки. Это приводит к
десинхронизации товарных и денежных потоков и кассовым разрывам в платежной
системе самого поставщика. Тем не менее, предоставление или увеличение отсрочки
платежа является серьезным конкурентным преимуществом на рынке, а порой и
единственным аргументом, привлекающим покупателей.
Стремясь не допустить возникновение просроченных или
безнадежных долгов, поставщики ежедневно проводят мониторинг состояния
дебиторской задолженности. В большинстве компаний за своевременный приход
денежных средств на расчетный счет отвечают менеджеры по продаже, что изначально
не совсем корректно. Ведь, с одной стороны, менеджер, привлекший клиента,
заинтересован в долгосрочной работе с ним, а следовательно, в поддержании
“хороших отношений”. С другой стороны, менеджеру необходимо найти рычаги
воздействия на компанию в случае, если она нарушает договорные сроки.
Наиболее эффективное управление дебиторской задолженностью
возможно при наличии независимого контроля, например, со стороны факторинговой
компании. В рамках факторингового обслуживания банк-фактор проверяет платежную
дисциплину и деловую репутацию покупателей, контролирует своевременность оплаты
поставок дебиторами, управляет рисками по поставкам с отсрочкой платежа,
помогает поставщику грамотно строить лимитную и тарифную политику.
Основная задача факторинга — обеспечить такую систему
взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять
конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в
оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с
отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме.
Схема факторинга выглядит следующим образом:
|
- Поставка товара на условиях отсрочки платежа.
- Уступка права требования долга по поставке Банку (или Фактору).
- Финансирование (до 90% от суммы поставленного товара) сразу после
поставки.
- Оплата за поставленный товар.
- Выплата остатка средств по поставке за минусом комиссии
Фактора.
|
Финансирование осуществляется в день предоставления накладной
на отгруженную партию товара. Размер досрочного платежа составляет до 90% от
суммы поставки. Остаток средств (от 10%) за вычетом комиссии Фактора
возвращается сразу после оплаты поставки покупателем.
Таким образом, поставщик получает возможность планировать свои
финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи
уверенным в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных
товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа.
Зачастую факторинг сравнивают с банковским кредитом, хотя
данные финансовые продукты направлены на удовлетворение разных потребностей
поставщиков. Так, досрочные платежи, получаемые в рамках факторингового
обслуживания, компании, как правило, используют для финансирования текущей
деятельности, а кредитные ресурсы – в качестве инвестиционных или инновационных
средств.
Факторинг имеет свои преимущества перед кредитом. При
факторинговом обслуживании не требуется залоговое обеспечение и оформление
множества документов. Необходимо лишь уведомить покупателей об изменении
реквизитов для оплаты поставок. Возвратность кредита в полном объеме заложена в
его сути, что требует от поставщика аккумулирования и вывода из оборота
соответствующего объема денежных средств. Факторинг же подразумевает возврат
средств покупателями. Сумма кредита определяется сразу, размер же финансирования
при факторинге не ограничен и может увеличиваться по мере роста объема продаж
клиента. Таким образом, при факторинге поставщик получает деньги в нужном
количестве и на необходимый срок. Кроме того, погашение кредита не
гарантирует получение нового, а факторинговое обслуживание носит систематичный
характер.
Таблица 1. Сравнение
банковских продуктов.
Факторинг |
Кредит |
Факторинговое финансирование погашается из денег,
поступающих от дебиторов клиента |
Кредит возвращается Банку заемщиком |
Факторинговое финансирование выплачивается на срок
фактической отсрочки платежа (до 90 календарных дней) |
Кредит выдается на фиксированный срок, как правило, до 1
года |
Факторинговое финансирование выплачивается в день
поставки товара |
Кредит выплачивается в обусловленный кредитным договором
день |
При факторинге переход компании на расчетно-кассовое
обслуживание в Банк не требуется |
Кредит предусматривает переход заемщика на
расчетно-кассовое обслуживание в Банк |
Для факторингового финансирования никакого обеспечения не
требуется
|
Кредит, как правило, выдается под залог и предусматривает
обороты по расчетному счету, адекватные сумме займа |
Размер фактического финансирования не ограничен и может
безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж
клиента |
Кредит выдается на заранее обусловленную
сумму |
Факторинговое финансирование погашается в день
фактической оплаты дебитором поставленного товара |
Кредит погашается в заранее обусловленный
день |
Факторинговое финансирование выплачивается автоматически
при предоставлении накладной и счета-фактуры |
Для получения кредита необходимо оформлять огромное
количество документов. |
Факторинговое финансирование продолжается
бессрочно |
Погашение кредита не гарантирует получение
нового |
Факторинговое финансирование сопровождается сервисом,
который включает в себя: управление дебиторской задолженностью, покрытие
рисков, связанных с поставками на условиях отсрочки платежа, консалтинг и
многое другое |
При кредитовании помимо предоставления средств клиенту и
РКО Банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных
услуг
|
В рамках факторинга, наряду с финансированием, Банк
осуществляет управление дебиторской задолженностью поставщика, освобождая
последнего от массы аналитической и практической работы. Получая от банка
исчерпывающую информацию, достаточную для принятия квалифицированных
управленческих решений, сотрудники компании-поставщика могут сконцентрировать
свои усилия на развитии производства, сбыта, изучении рынков, решении
хозяйственных, организационных и других вопросов.
Важно отметить, что при факторинге банк покрывает основные
риски поставщика, возникающие при отгрузках с отсрочкой платежа, – риск неоплаты
и несвоевременной оплаты поставки покупателем.
Использование факторинга позволяет компаниям:
- Повысить ликвидность дебиторской задолженности;
- Ликвидировать кассовые разрывы;
- Застраховать риски, связанные с предоставлением отсрочки платежа
покупателям;
- Развить отношения с существующими покупателями и привлечь новых;
- Расширить свою долю на рынке.
Личный опыт
Украинец А.И., финансовый директор ООО “Торговая сеть
Градиент”:
“Использование нами факторинга успешно решает проблему
возможного дефицита оборотных средств при бурном развитии и способствует
достижению стратегической цели группы “Градиент” - стать безусловным лидером в
области дистрибуции потребительских товаров в России”.
Таблица 2.
Преимущества факторинга.
Преимущества факторинга |
Для поставщика |
Для покупателя |
- Дополнительное беззалоговое финансирование;
- Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности;
- Уменьшение потерь в случае задержки платежей со стороны покупателя;
- Упрощение планирования денежного оборота;
- Увеличение товарооборота;
- Усиление контроля за оплатой текущей задолженности;
- Возможность предложения покупателям эластичных сроков оплаты;
- Своевременная уплата налогов и контрактов поставщиков за счет
наличия в необходимом объеме оборотных средств.
|
- Более выгодные условия оплаты, что не требует отвлечения
значительных денежных средств из оборота как в случае предоплаты или
оплаты по факту;
- Планирование графика погашения задолженности;
- Увеличeниe покупательной способности.
|
Оценка эффективности использования факторинга в деятельности
компаний показывает все преимущества этого финансового инструмента. Достаточно
проанализировать рост объема продаж товаров при условии практически
неограниченного финансирования и организационного обеспечения. Безусловно,
комиссия банка за факторинг сокращает размер выручки с каждой конкретной
поставки, но рост
количества отгрузок значительно увеличивает итоговый объем выручки, а
соответственно положительным образом влияет на абсолютные и относительные
показатели деятельности компании.
Личный опыт
Шушанянц В.В., генеральный директор ООО “Диамант
Алко”:
“ Трудно недооценить роль факторинга в функционировании нашей компании.
Прежде всего, это постоянное наличие оборотных средств, необходимых для
финансирования текущей деятельности предприятия, повышение финансовой
устойчивости и улучшение показателей ликвидности”.
На сегодняшний день факторинг весьма успешно используется в
работе поставщиков продуктов питания, парфюмерно-косметической, алкогольной
продукции, канцелярских товаров, товаров народного потребления, медикаментов,
бытовой химии и др. Все эти отрасли объединяет высокая ликвидность продаваемых
товаров, поскольку спрос на них постоянен и высок. Однако следует отметить, что
факторинг может быть применен в любых отраслях, где практикуется отсрочка
платежа, безналичный расчет и существуют постоянные торговые связи.
Филиппчук О. М. Специалист Бизнес-направления факторингового
обслуживания
Финансовой корпорации "НИКойл"
.
|