главная>>журнал>>бизнес-планирование и работа с инвесторами
Нет решения: с кем посоветоваться
Власть. Бизнес. Консультанты. Эволюция в провинции.
Пленарный доклад на международной научно-практической конференции "Территориальная власть и управленческое консультирование", которая проходила в Российской Академии государственной службы при Президенте РФ. Москва. 27 февраля - 1 марта 2001 г.
В.Г.Паршков, В.И.Чадаева

    Вступление

   Тема нашего доклада "Власть. Бизнес. Консультанты. Эволюция в провинции". Название нам показалось удачным не потому, что слово модное и красивое. А потому что существуют общие законы, которые действуют глобально на все процессы, происходящие в природе, обществе, бизнесе. Вот и в провинции, пусть с некоторым запаздыванием, консалтинг прошел классические этапы развития.

На наш взгляд и некоторые исторические параллели возникновения института консультантов в России заслуживают внимания

История отношений "Власть - Консультанты"

Вспомним хотя бы о трех общеизвестных Российских эпохах реформаторства:

Петр 1 - сам учился за границей и привлекал консультантов из Голландии, Англии, Германии
    Причем, посещая эти страны, Петр 1 имел возможность сравнивать влияние различных форм государственного устройства на благополучие страны. В Голландии, например, произошла смена власти - от Вильгельма Ш в 1702 году власть перешла в руки крупной торговой буржуазии, во времена Петра 1 во главе генеральных штатов стоял А. Гейнзиус. Из всех поездок Петр и его спутники привозили большое количество книг и рукописей с трудами светил политической мысли. Заботы о правильном государственном устройстве сводят его с Лейбницем проект развития образования и госуправления в России ), Вольфом ( популяризатором идей Лейбница) , прожектерами - Генрихом Фиком, Христианом Люберасом.

Ленин - учился у европейцев, в частности, у знаменитых немцев (К. Маркс, Ф. Энгельс), но для управления использовал исключительно российских советников.
    Например, Кржижановский - предкомисии ГОЭЛРО, Орджоникидзе - Наркомтяжмаш. И других наркомов. Правда, нет свидетельств, что Ленин прислушивался к ним. Зарубежных советников в его окружении никто не припоминает.

Горбачев - имел российское образование, но консультировался у российских советников, получивших образование за границей. Явлинский, Лившиц, Гайдар, другие.

Это был старт отношений "власть и консультанты", которые, зародившись в столице, там же и прервались. Не успев вызвать резонанса в провинции, если не считать визитов отдельных наблюдателей во времена первых двух реформаторов, да нескольких филиалов столичных СП - по времена Горбачева.

Наконец, последнее десятилетие минувшего века. В российском лексиконе слово консультант перестало быть синонимом декларативных знаний и рекомендаций, не имеющих отношения к реальной жизни. Это, во-первых. Во-вторых. Консультирование приобрело статус самостоятельного вида деятельности, необходимого для развития бизнеса и государства.

    Эволюция Власти.

Источником реформ в России всегда была Власть. Она же была и инициатором привлечения или непривлечения консультантов. Так было, так есть и сейчас.
    В последнюю эпоху перемен власть породила бизнес. Настоящий, полезный для власти - крупный бизнес. Породила в буквальном смысле. Это было и прямое потомство - в бизнес ушли боссы от партии и от власти, одновременно произошла легализация бизнеса боссов "от народного хозяйства" (некоторые директора просто однажды утром проснулись бизнесменами). Пока Власть занималась построением своих окультуренных бизнес-структур, стали стихийно возникать, независимые от власти, мелкие предприниматели. Что неудивительно. Возник относительно благоприятный для них климат - в экономике кризис, рынок товаров и услуг из дефицитного в одночасье превратился в абсолютно пустой, законов мало, власти - некогда!

Все началось в полном соответствии с законами эволюции в природе. Возникли две ветви бизнеса: порожденный и контролируемый властью - "правильный" бизнес и бизнес стихийный, созданный предпринимателями. Основу последнего вида составили уцелевшие "теневики", и энергичные талантливые люди из хорошо образованных и мыслящих физиков, радиофизиков и "технарей" (вспомните, кем были в 1985 году некоторые известные сегодня бизнесмены). Наиболее подготовленными к ведению бизнеса оказались "теневики" (хотя и считалось, что при советской власти бизнеса и проституции не было, все-таки эти явления наблюдались по всем законам природы и в нашем обществе).

Потенциально возникла среда для обитания еще одного вида - консультантов по бизнесу и управлению. Но их бурное "размножение" и расцвет в открывшейся нише задерживался. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос попробуем вспомнить, как это было.
Поскольку началом всего была Власть, с нее и начнем наш экспресс-анализ.

    Эволюция отношений "Власть и консультанты"

Власть уже перестала быть однородной. Возникли, прямо как в теории эволюции Дарвина - две сосуществующие ветви.

Первая ветвь: "старая номенклатура" - опытные партийные деятели и "крепкие" хозяйственники. Основное кредо - мы знаем, что нужно делать; мы знаем, как нужно делать; мы знаем, что нужно народу.
    Вторая ветвь: "новые управленцы" - всплыли энергичные люди на волне эйфории от внезапно упавшей на голову демократии Основное кредо - мы знаем, что НЕ нужно делать; мы УЗНАЕМ, как нужно делать; мы знаем, что ХОЧЕТ народ; мы ДАДИМ ЕМУ ВОЗМОЖНОСТЬ делать, то что он хочет.
Петровский этап - учимся на Западе. Обе разновидности ринулись за границу перенимать опыт построения светлого капиталистического рая.


Номенклатурная ветвь:
Значительная часть номенклатуры ("командиры" и "комиссары" - "Консерваторы""): все у них хорошо, но нам абсолютно не подходит - "у нас особенная стать…" - тупиковая ветвь представителей власти, медленно, но уверенно вымирающая. Меньшая часть ("прагматики от власти" - люди имеющие склонность к анализу и синтезу) - не все понятно, не все нравится, но кое-что можно не тратя времени на изобретение велосипеда попробовать осторожно перенести в российскую действительность.

Процедурные оптимисты: все у них хорошо и все нам абсолютно подходит - тупиковая ветвь представителей власти не имеющая перспективы

    Осторожные оптимисты "прагматики от власти" - (люди имеющие склонность к анализу и синтезу) - все понятно, почти все нравится, кое-что НУЖНО осторожно перенести в российскую действительность и готовить условия для переноса следующих новаций.
В обоих видах присутствовала, конечно, и "пена", верхом желаний, которой была сама возможность попутешествовать по чужим столицам и даже не пытавшихся осмыслить: что же они там увидели кроме индустрии развлечений и богатых магазинов. Мы о них вообще не будем говорить из-за полного отсутствия влияния на идущие в стране процессы.

    Появились некоторые общие признаки (конвергенция) у представителей разных ветвей ("прагматиков от власти") - кое-что МОЖНО и/или НУЖНО осторожно перенести в российскую действительность.

Появление общих черт у представителей власти разного происхождения закономерно. Просто осознанно или интуитивно они обречены вести себя как маркетинговая организация. А значит, удовлетворять потребности тех, от кого зависит их благополучие.
   Раньше источником власти был вышестоящий начальник. Его потребности и ожидания чиновник и стремился удовлетворить в первую очередь. Сейчас появился еще один источник власти - электорат. Приходится учитывать и его потребности и ожидания. Учитывая, что вышестоящий начальник не перестал быть источником власти и сегодня (так называемый административный ресурс), мы получили похожих как близнецы представителей власти всех уровней, хоть и разного исторического происхождения. Кто не сумел измениться - тот был вынужден уйти.
   Хоть и вынужденная, но объективная необходимость учитывать интересы общества, играет свою позитивную роль, и уже начала давать свои плоды. Менталитет и поведение власти начало меняться.

У власти возникла необходимость в советниках, консультантах.

Процесс пошел. Случайно или нет, не знаю, но почти строго по упомянутым историческим схемам.

Сначала приглашались исключительно западные консультанты - практически ничего, что они советовали сделать в регионе - выполнено не было. Да и не могло быть выполнено.
   Не было ни стартовых условий, ни, самое главное, внутренней потребности объектов предполагаемого воздействия - предпринимательский народ как принято в России взирал и безмолвствовал. Не торопился осваивать чужие приемы капиталистического хозяйствования, а больше полагался на свой здравый смысл и накопленный житейский опыт.
   Но зато программы перехода к развитому капитализму разрабатывались западными специалистами за их же западные деньги. Плюс обычно сопровождались приглашением посетить успешную страну с визитом для набирания опыта. От таких предложений не принято отказываться. По крайней мере, у нас.
   Да к тому же это было весьма полезно для обоих подвидов представителей власти. "Прагматики" из старой и новой номенклатуры получили возможность более детально вникнуть в законы рыночной экономики. А последние еще и осознали, что трансплантация, в общем-то, чужеродных тканей без предварительной и тщательной подготовки пациента, приводит к их отторжению.

  Пересадить кукурузу во времена Хрущева в наш регион не удалось, хотя ее срок жизни гораздо меньше, чем время необходимое для изменения философии отношения к жизни даже у очень продвинутого человека

  На следующем этапе - в консультантах у власти оказались свои, родные бизнесмены. Логика в этом была - у них же получалось делать деньги, значит, они уже знают как!
   Все так.
   Но на начальном этапе возрождения капитализма в России, как и во времена первоначального накопления капитала в любой другой стране, методы этих консультантов-бизнесменов были далеки даже от наших несовершенных законов, и следовательно, не могли по определению использоваться в управлении регионом. Зато могли способствовать развитию собственного бизнеса этих консультантов.

Роман с такими консультантами завершился потерями для региональной власти (исчезновением отдельных вполне востребованных структур и предприятий) и возникновением местных "долларовых миллионеров", часть из которых уже под следствием или в местах не столь отдаленных, а часть вовремя переместилась вместе с накопленными за "консультации" капиталами в более безопасные для себя страны.

После этого наступил период, когда - консультантами власти стали российские специалисты-профессионалы, учившиеся за рубежом. Наступила эра расцвета заезжих столичных консультантов.
   И лишь сейчас, похоже, появилось осознание, что у себя дома за это время появились свои, вполне квалифицированные специалисты по управлению.
    Так что у нас, в провинции, переход от романтических отношений между Властью и профессиональными консультантами - к ведению совместного хозяйства только начинается.

    Эволюция отношений "Бизнес и консультанты"

А как же развивались отношения бизнеса и консультантов?

Власть породила свой бизнес - этот бизнес и консультирует власть.
А сам он пока в консультантах не нуждается - разве что, в адвокатах. Из власти люди уходили в бизнес - и те, у кого было призвание (или потребность или, чаще, личная заинтересованность) становились бизнес-консультантами власти - именно так: консультантами, обслуживающими власть и свои интересы во власти.
   Бизнес, созданный в основном, "технарями", людьми образованными и талантливыми, имел свои особенности. Их было мало, а ресурсов и возможностей много, им особой и поддержки не надо было. Они строили свой бизнес на собственном здравом смысле. Тем более что пока компании были крохотными - все бизнес-процессы удавалось организовывать и контролировать отцам-основателям мелкого бизнеса.

Первое время и номенклатурный бизнес от власти и стихийный бизнес развивались параллельно, и оба не очень нуждались в консультантах.

Но время в эпоху перемен летит стремительно.

Первый вид бизнеса, дарованный властью, скоро выяснил, что привычные методы управления дают сбои и часто приводят к катаклизмам, казалось бы, возникающим на пустом месте.
   Стихийный бизнес мужал, становился на ноги, и выяснялось, что все самому освоить и сделать становится физически невозможно
   Появилась потребность в консультантах у представителей обеих разновидностей бизнеса. Но потребность пока в основном созерцательная. Крупный бизнес повторил путь власти - начал с западных консультантов.
   Нарождающийся средний бизнес был не готов работать с командами консультантов, осторожно присматривался к консультантам и предпочитал иметь "своего" надежного советника, который давал советы по всем вопросам, не афишируя свою деятельность.

Причины?

Российский менталитет мешает доверять "своим" - Нет пророка в своем отечестве! Но еще страшней мысль - мир тесен, есть опасения, что кое-какие тайны просочатся наружу.
   Соответственно и наиболее распространенной формой консалтинговой деятельности было в то время - консультационная деятельность консультантов одиночек (гордо именующих себя независимыми консультантами) и небольших групп из 2-3 человек.

К этому времени - начало 90-х годов - и следует отнести самоопределение провинциального консалтинга, как отрасли деятельности.
   Провинциальным профессиональным консультантам пришлось начинать свой бизнес в крайне неблагоприятной конкурентной среде
   Естественно, что появившиеся консалтинговые фирмы были плотью от плоти местной экономики, поэтому было всякое.
   Были компании, создаваемые целевым образом для работы с конкретным заказчиком и для консультирования одного конкретного проекта.

Обычная практика того времени: для консультации по управлению создается аффилированная компания, или привлекается внешний консультант из Москвы.

Первыми обратили внимание на местных консультантов представители малого и среднего бизнеса.
   Они стали приглашать консультантов. И незаметно для самих себя одновременно их формировать. Малый бизнес нуждался в решении проблем во всех областях менеджмента и за разумную и посильную для себя плату. Был востребован и возник тип консультантов-универсалов. Имеющих энциклопедические знания и высокий интеллект, позволяющий синтезировать решение проблем в условиях дефицита информации, и умеющий очень доступно изложить суть решения Клиенту - представителю малого и среднего бизнеса, который все рекомендации проверял "на зуб" - на свой здравый смысл.

Затем осознали полезность привлечения местных внешних консультантов и представители крупного бизнеса, созданного под патронажем местной власти.
 Эта категория востребовала консультантов несколько иного типа.
 Как правило, руководители таких предприятий успели пройти обучение и стажировки с участием зарубежных консультантов. У них уже сформировалась относительно высокая культура общения с консультантами. Их ожиданиям соответствовал более "академичный" подход к решению их проблем и, соответственно, им нужны были консультанты более специализированные по областям менеджмента. И они естественно появились, реагируя на возникший спрос.
 А поскольку требовалось решение нескольких проблем, то возникли условия (или как минимум потребность) в консалтинговых компаниях более крупного размера имеющих в своем штате несколько узкоспециализированных консультантов.
 Консультанты такого же типа были востребованы и властью для решения своих проблем.

Затем, опять же в полном соответствии с теорией эволюции, начал происходить процесс сближения обоих появившихся типов консультантов.

С одной стороны, малый и средний бизнес быстро развивался и потребовал для решения своих проблем высококлассных узкопрофильных специалистов, таких же, как у "взрослых" компаний и Власти.
 С другой стороны, у представителей крупного бизнеса появилось понимание, что все решают люди. А персонал крупного завода в большей своей части не успел прослушать курс зарубежных консультантов по менеджменту, а зачастую если и прослушал, то ничего не усвоил в силу разных причин.
 Возникла проблема - как донести корпоративную политику высшего руководства до сознания линейных руководителей и всего персонала в целом. Иначе не получалось "команды" и многие абсолютно правильно спроектированные инновации упорно не хотели внедряться на вполне конкретном российском заводе, испытывая жесточайшее, вплоть до скрытого саботажа исполнения решений Руководства, сопротивление со стороны многотысячного коллектива.
   В это же время вышли на новый уровень отношения власть - консультанты.

Причины?

1. Осознание властями важности построения взаимоотношений с малым и, незаметно выросшим из малого, средним бизнесом.
2. Осознание, что консультанты могут помочь улучшить отношения "Власть - бизнес".

Достаточно частое объявление Власти виноватой во всех бедах бизнеса не всегда справедливо из-за недостаточного понимания бизнесом действительных причин своих бед.
 Если выслушать жалобы бизнесменов (представителей крупного и мелкого бизнеса) на жизнь, то выяснится что проблемы, которые тормозят его быстрый и неуклонный рост - можно объединить, в три группы:
   - большие налоги
   - плохие чиновники
   - нет денег

Хотя на самом деле мы видим на примере нашего региона - денег вроде бы много - их даже телевизионная "бегущая строка" предлагает. Деньги действительно подешевели - на заре перестройки процент по кредиту "зашкаливал" за 200%.
   Власти на местах (по крайней мере, у нас) пытаются решать проблемы бизнеса.
   Вряд ли кто-нибудь скажет, что в Администрации нашего Региона абсолютно негодные или совершенно неотзывчивые чиновники. Именно власти Нижнего Новгорода инициировали упрощенный порядок регистрации предприятий, Законы об упрощенном налогообложении и многое другое.
   Нижний Новгород является "столицей реформ" и центром Приволжского Федерального округа и получил благодаря своей "исключительности" возможность испытать на своей территории элементы инфраструктуры поддержки предпринимательства, созданные по признанным западным технологиям, которые были профинансированы Международными фондами. В частности, один из первых в России бизнес-инкубаторов - Центр поддержки предпринимательства "Возможность для всех" - профинансирован Агентством Международного развития США (USAID)
   В этом же ряду элементы инфраструктуры, созданные на средства федерального и областного бюджета (Фонд поддержки малого бизнеса, Дом малого бизнеса и др.), которые также обслуживают городских предпринимателей.

В банковской сфере действует несколько программ микрокредитования, поддерживаемых различными Международными фондами и ЕБРР

Однако коренного улучшения нет. Давайте задумаемся почему?

Есть очень интересное высказывание Омара Хайяма - Никто не доволен своим состоянием, но всякий доволен своим умом.
Видимо в этом и есть причина - многие предприниматели, придя в бизнес из разных профессиональных групп населения, не знают экономических законов, поэтому их невольно нарушают и бывают за это наказаны!

К счастью движение начинается в правильном направлении, все научились уважительно относиться к юристам и аудиторам. Советуются с ними по различным вопросам.

Нам кажется к окончательной и полной победе на рынке мы придем тогда, когда предприниматели (не зависимо от размера бизнеса ) научатся с таким же уважением относится к естественным экономическим законам и приобретут хорошую привычку пользоваться услугами профессиональных консультантов по управлению, оставив опасения, что кто-то раскроет их страшную коммерческую тайну!
    Ведь экономические законы - это самые первые законы, которые познало человечество - искусство управления хозяйством изучалось уже в глубокой древности.

  Что должна сделать сама власть для улучшения своего имиджа у предпринимателей?
Вообще-то не очень много:
 - писать понятные законы и не вводить их задним числом
 - следить, чтобы эти законы и постановления не нарушались
 - не "торговать" льготами в обход этих законов и постановлений

А консультанты способны решить проблемы власти связанные с недостаточной экономической и менеджерской образованностью нашего развивающегося бизнеса.

Провинциальный консалтинг вступил в фазу зрелости. Потребовались структуры, которые могли мобилизовать на решение проблем Клиентов и высококлассных узких специалистов и консультантов-универсалов. Основной задачей последних, "универсалов", стала - способность возглавлять проект и координировать работу членов не только своей высокообразованной команды, но и рабочие группы из специалистов и линейных руководителей компании Клиента.
    Раз потребность в консалтинговых структурах нового типа появилась и у представителей уже более однородного бизнес-сообщества, и у достаточно однородной властной элиты, такие структуры стали появляться в нашем регионе.
    Собственно одну из таких структур я и представляю: консалтинговую группу P&P.

Эволюция консалтинговых структур

Как мы уже упоминали, по мере процессов изменения потребностей Власти и бизнеса, конвергенции их отдельных групп и видов, постепенно востребовались разные типы консультирования, и соответственно, разные формы их самоорганизации.
    Сегодня в Нижнем Новгороде и регионе представлены практически все типы таких консультационных образований.
   
У нас есть консультанты-одиночки.
   
   Есть небольшие консультационные группы., обслуживающие либо малый бизнес (консультанты-универсалы) либо все категории бизнеса - узкоспециализированные небольшие компании. Например, есть даже компания специализирующаяся исключительно на разработке концепции и проведении корпоративных праздников.

   Есть консультационные компании среднего размера., имеющие в штате нескольких узких специалистов и, как правило, одного руководителя проектов.

   В свое время, в 1996 году, была создано Нижегородская гильдия профессиональных консультантов. Успешно решает свои уставные задачи и сейчас. Одной из задач гильдии, помимо создания благоприятной среды для деятельности консультантов, была задача объединения консультантов во временные коллективы для выполнения крупных комплексных проектов. И ряд таких проектов по реструктуризации крупных предприятий был успешно выполнен.
    Изначально, Гильдия создавалась как некоммерческое объединение, не предполагавшее извлечение прибыли из совместной деятельности. Соответственно, была организована и структура управления. Эта демократическая структура управления полностью себя оправдала - Гильдия существует уже более 4 лет. Но, для выполнения крупных проектов, как и вообще для управления бизнесом, система управления, основанная не на единоначалии, а на демократических процедурах - не самый оптимальный вариант.

Поэтому жизнь востребовала новые формы объединения консультантов специально спроектированных для ведения совместной коммерческой деятельности. Так из консультантов и консалтинговых компаний, членов Нижегородской гильдии профессиональных консультантов, в прошлом году возникла принципиально новая консалтинговая структура - группа P&P.

Группа P&P - это объединение консалтинговых компаний, ТОР-менеджеров и независимых консультантов. В группе P&P общая концепция продвижения своих услуг, общие инструменты, например, группа издает журнал "Технология успеха", общие стандарты качества предоставления услуг и самое главное - четкое единоначалие при выполнении любых проектов, в которых задействованы не менее 2 членов группы.
    Решение Руководителя группы является окончательным при выполнения совместных проектов и не требует обязательного одобрения принятого решения путем демократического голосования.
    Если проект выполняется исключительно силами одной консультационной компании или одним консультантом - проект управляется самостоятельно исполнителем и особых финансовых отношений не возникает.
    В нижегородской газете для бизнесменов "Биржа" наши друзья-конкуренты, преследуя какие-то свои цели (тем не менее, мы им искренне благодарны) назвали нашу группу P&P "Стратегическим альянсом". Мы пока не претендуем на столь громкое звание. Но если по делу, то мы думаем что в ближайшем будущем, по крайней мере, в провинции такая форма организации консалтинговой структуры имеет будущее.

Не пытаясь сделать абсолютно верный прогноз, мы считаем, что в ближайшее время нижегородский рынок консалтинговых услуг завершит свою структуризацию и сегментацию.
   
Останутся небольшие узкоспециализированные компании, оказывающие четкие специализированные услуги высокого качества. Их ниша - малый, средний и крупный бизнес.
   
Останется своя ниша и у индивидуальных консультантов - малый бизнес и индивидуальное консультирование руководителей.
    Структуры созданные и организованные подобно группе P&P, вероятно будут доминировать на рынке комплексных проектов по переводу бизнеса на следующую стадию его развития - вне зависимости от позиции, на которой компания-Клиент находится сегодня.

Время покажет, насколько верно мы почувствовали тенденции развития рынка консалтинговых услуг в провинции, в частности в Нижнем Новгороде.

    Опыт конструктивного сотрудничества с Властью.

Кстати, возможно возникновение именно таких консалтинговых структур способствовало гармонизации отношений между властью и консультантами. По крайней мере, у нас накопился такой опыт конструктивного сотрудничества. Когда группа P&P просто проинформировала Департамент развития предпринимательства и потребительского рынка о своих программах в поддержку Нижегородского бизнеса, в ответ получили не привычное: "Одобряем, только ничего у нас не просите". А сразу встречное предложение - а Вы не хотите провести презентацию Вашего проекта у нас, в Кремле, в малом зале Мэрии. Мы его с удовлетворением приняли.
    Более того, это сотрудничество продолжается очень конструктивно. Власть, безусловно, решая свои проблемы, уже не пытается нас просто "эксплуатнуть на халяву", а перешла в конструктивный диалог. Например, руководитель Департамента развития предпринимательства предложил взять на себя все хлопоты по сбору директоров крупных Торговых домов и Оптовых фирм, предоставить престижные помещения и обеспечить освещение в прессе наших совместных акций. Что самое интересное (и что запомнилось), при этом звучали слова "…мы понимаем, что Вам не интересны мелкие предприниматели, давайте, поработаем с крупным и средним бизнесом….". Это качественно новое отношение власти к консалтинговой структуре.

Почему мы предполагаем, что именно новая форма способствует таким отношениям?
Во-первых, потому, что мы способны оказать бизнесу весь спектр мыслимых и пока не очень мыслимых услуг.
Во-вторых, хотя то же самое можно было сделать в рамках Гильдии, процесс согласования "демократическим путем" затрат с одной и другой стороны занял бы не менее 2-3 месяцев. А здесь я принял решение сразу, а чиновники "поднапряглись" и решили все свои внутренние согласования за 2 недели. Два новых проекта полезных бизнесу, власти и нам, консультантам, были запущены в невероятно короткие для взаимоотношений с властью сроки.

Кстати, коль скоро наш диалог с властью стал конструктивным, мы решили и проблему поддержки мелкого бизнеса в совместном проекте.


карта сайта | главная | о проекте |  новости | услуги | тренинги и семинары  | клуб | презентация
©2000 В.Г. Паршков, журнал P&P
E-mail: info@pplus.ru

www.pplus.ru