Warning: lget(/home/www/pplusru/www/pplus.ru/sdb.php) [function.lget]: failed to open stream: No such file or directory in /home/www/pplusru/www/pplus.ru/set.php on line 17

Fatal error: lget() [function.require]: Failed opening required '/home/www/pplusru/www/pplus.ru/sdb.php' (include_path='.:/usr/lib/php') in /home/www/pplusru/www/pplus.ru/set.php on line 17
   главная>>журнал>>информационные технологии
Информационные технологии
 Что есть на нашем рынке для проведения комплексной автоматизации?
Игорь Альтшулер

  • Доля рынка, которую удалось "съесть" каждой из российских систем.
  • Конкурентные преимущества, особенности, ограничения и дополнительные возможности наших корпоративных систем.
   Начнем с простого перечисления отечественных разработчиков. "Галактика" с одноименной системой, группа АйТи с "Босс-Компанией" и "Босс-Корпорацией", "Атлант-Информ" с "Аккордом", "Никос-Софт" с NS-2000, Парус c "Парусом-Предприятие", "Цефей" с "Эталоном". Предлагают свои решения Инфин, Инфософт, "Омега плюс". Уже позиционируют себя на этом рынке или обозначили свои серьезные намерения такие фирмы как "1С", "Анкей", "Интеллект-Сервис" (с системой БЭСТ-Про). Вкладывают средства в разработку собственных систем такие известные консалтинговые фирмы как "Росэкспертиза" ("Олимп").

   К сожалению, простые перечисления названий фирм и продуктов мало что дают, потому что в одном ряду смешиваются небольшие фирмы, еще не вышедшие за рамки многообещающих лабораторных экспериментов, с фирмами, где трудятся уже сотни людей и где дело поставлено на поток, приближено к промышленному производству.
    Не могу взять на себя смелость классификации, но для меня лично уровень фирмы-разработчика корпоративных систем определяется:
  • временем жития на этом рынке
  • количеством специалистов, задействованных в проектах по автоматизации (хорошо, если их больше сотни - значит, фирма делает на этот рынок реальные ставки)
  • наличием собственного инструментария (хороший плотник ходит со своим чемоданчиком) и большого количества настроек, позволяющих оперативно "настраивать" систему на внешние и внутренние изменения
  • регулярностью (раз в полгода-год) выпуска новых версий

   Интересно еще узнать долю услуг в общем объеме продаж и динамику ее изменения (если доля услуг мала, значит, цель фирмы - продать, сбыть, спихнуть свой товар, а не решить конкретные проблемы пользователя).

   Когда начинают рассуждать о конкурентных преимуществах той или иной системы, я всегда вспоминаю одну веселую историю. "В нашей системе принципиально невозможны бесследные "откаты" назад, все операции фиксируются, всегда можно найти следы!" - заливались соловьем на региональном семинаре разработчики. "Да, не годится нам такая система", - с сожалением вздохнули еще не оторвавшиеся от российской почвы слушатели и потенциальные клиенты.

   Чтобы говорить о доле рынка, надо сначала представить себе объем рынка, то есть объем платежеспособного спроса на корпоративные системы. Лично я этого сделать не могу, потенциально он вроде бы очень велик, а практически - ...Кроме того, большинство перечисленных фирм имеет слишком мало внедрений и слишком мало продуктивно (позаимствуем у SAP AG этот термин) используемых систем (десятки, а то и единицы) на средних и крупных предприятиях, и хотя многие разработчики уже говорят о тиражируемости своих систем, пока они остаются скорее заказными, чем тиражными. Впрочем, конкуренция на этом рынке явно возрастает, о чем можно судить хотя бы по участившимся столкновениям наших разработчиков с западными и между собой в различных тендерах.

   Конечно, вышеперечисленные системы резко отличаются друг от друга функциональностью, степенью интеграции и технологичностью. Моей целью не является анализ конкретных свойств различных продуктов (это потребует многотомного исследования), их сравнение и рейтингование (этим успешно занимаются такие фирмы как "Бипрос", "Сплан", RC Group, "Ламинфо"). Тем более, что для серьезного анализа необходимы реальные данные, статистика в различных разрезах (отрасли, регионы, тип производства и т.п.) - по объему затрат на комплексную автоматизацию, срокам и продуктивности инсталляций, отказам и т.д. Между тем рынок наш остается по прежнему закрытым, во многих корпорациях даже сведения об используемых программно-технических средствах и затратах на автоматизацию считаются внутренней служебной информацией.

   Отдельному предприятию серьезная экспертиза корпоративных систем, как правило, не под силу, а объединяться, кооперироваться в Ассоциации пользователей наподобие американских или европейских, наши предприятия не хотят, с удовольствием наступая на одни и те же грабли по очереди. Внутренние стандарты у большинства разработчиков систем, конечно, есть, стандарты же отраслевые и межотраслевые могут родиться лишь при помощи пользовательских ассоциаций, инициирующих эту работу и создание соответствующих структур, привлекающих независимых экспертов и аналитиков. Создание таких стандартов, кстати, позволило бы привлечь независимых разработчиков и ускорило бы темпы развития корпоративных систем.

   К сожалению, у нас степень самосознания и рыночного сознания (когда конкуренция понимается как сочетание соперничества с рыночным единством) еще явно недостаточна. Еще одно следствие закрытости - неискренность. Так, разработчики одной из отечественных систем утверждали, что на некой кондитерской фабрике их продукт внедрен и творит чудеса, я же, случайно попав на эту фабрику, убедился, что внедрение выполнено из рук вон плохо, используется, и то с массой нареканий, лишь малая часть системы. Не могу сказать, что тут виноват только разработчик, фирма, взявшая на себя внедрение продукта, да и сами пользователи оказались явно не на высоте, но факт остается фактом.


карта сайта | главная | о проекте |  новости | услуги | тренинги и семинары  | клуб | презентация
©2000 В.Г. Паршков, журнал P&P
E-mail: info@pplus.ru

www.pplus.ru