главная>>журнал>>позвольте Вам представить
Позвольте Вам представить

Успешная компания: Торговый дом "Мещеры" - ЦУМ.


   Предприятия как люди. У них, как и у людей есть свое "детство", свой период становления и возмужания. Закаляются в период взлетов и неудач. Иногда они болеют. Некоторые умирают, исчерпав весь свой жизнеспособный ресурс. Некоторые выздоравливают. Обретают свой "характер", свою культуру и традиции. А у наиболее удачливых наступает "вторая молодость". Именно к последней категории уверенно можно отнести "Торговый дом "Мещеры".

   Немного истории.
    Решение о строительстве на привокзальной площади г. Горького крупнейшего универмага было принято в Москве в 1938 году. В том же году архитектором Рымаренко был сделан проект здания. Но наступили непростые времена, потом Отечественная война. По этой причине реализация проекта была отложена.

    Строительство было начато лишь десять лет спустя - в 1948 году. В 1953 году универмаг открыл свои двери для первых покупателей страны советов. Универмаг для тех времен был действительно большим, располагался в географическом центре города на транспортной развязке и неизменно пользовался популярностью у горожан. В эпоху госплана и фондов универмаг существовал вполне неплохо. В 1986 году в дополнение к старому корпусу был сдан в эксплуатацию новый корпус. И именно в это время начались первые проблемы в стране и в торговом предприятии. Началась эпоха карточек и дефицита. Этот период универмаг пережил не лучше, но и не хуже других торговых предприятий. Но новый корпус так и не зароботал на всю запланированную мощь.

   Наступила эпоха приватизации, и незаметно для горожан торговое предприятие было акционировано. Сначала вновь созданное акционерное общество "Торговый дом "Мещеры", опираясь на старую систему поставок и управления, в принципе продолжало держаться на плаву. Но времена менялись. И при неизменных способах ведения бизнеса ТД "Мещеры" стал испытывать трудности, нараставшие с каждым годом. Предприятие тяжело заболело. К концу 1998 года треть торговых площадей пустовала. Предприятие имело большие долги. Более 400 кредиторов постепенно теряли надежду на получение своих денег от ТД "Мещеры". Крупнейший универмаг медленно, но уверенно превращался в памятник архитектуры - покупатели все реже и реже заходили в некогда популярный универсальный магазин.

    Вторая молодость.
    Именно в это непростое время, в феврале 1999 года в ТД "Мещеры" приходит команда молодых энергичных менеджеров во главе с Александром Геннадьевичем Куликовым.
   Новая команда взялась за дело очень решительно и энергично.
    Хроника новой жизни.
  • Декабрь 1998 года - есть многомиллионные долги, плохая репутация и как следствие мало покупателей. Предприятие нерентабельно.
  • Февраль 1999 года - к управлению торговым центром пришла новая команда
  • Март 1999 года - изменена вся система управления универмагом, созданы новые недостающие подразделения, ликвидированы старые, "отжившие свое" структуры
  • Март 1999 года - заменено все торговое оборудование
  • Апрель 1999 года - построены переходы между старым и новым корпусом на всех 3 этажах старого здания
  • Лето 1999 года - отремонтирован и сдан в эксплуатацию ранее пустовавший первый этаж нового здания
  • Лето 1999 года - спроектирован, построен и открыт 3-ий выход из здания нового корпуса в сторону пешеходного перехода
  • Лето 1999 года в здании открыто кафе "Семеро с ложкой"
  • Осень 1999 года - количество посетителей увеличилось в три раза и достигло 30 000 человек в день
  • Январь 2000 года - произведен полный расчет со всеми 400 кредиторами по многомиллионным долгам, доставшимся новой команде "в наследство" от старых управленцев
  • Февраль 2000 года - создан и начал действовать собственный Учебный центр
  • Май 2000 года - реформирована система оплата труда персонала, резко возросла производительность труда персонала всех уровней
  • Июнь 2000 года - на радость покупателям установлена декоративная система "Лесная сказка"
  • Июнь 2000 года - Торговый дом "Мещеры" снова получил свое историческое название "Центральный универсальный магазин - ЦУМ"
  • Октябрь 2000 года - очередь арендаторов, желающих торговать в помещениях торгового дома, в 4 раза превышает имеющиеся возможности; количество покупателей ежедневно посещающих ЦУМ неуклонно растет; предприятие работает рентабельно и продолжает уверенно развиваться.

    Планы на ближайшее будущее.
    Благоустроить прилегающую территорию. Дизайн-проект готов. Задача: превратить торговый комплекс не только в место, где можно купить все по разумным ценам, но просто в приятное место для прогулок. Дизайн-проектом на площади перед новым зданием предусмотрены: кованные фонари, скамейки, фонтан выдержанные в едином стиле.

    Подготовлен аван-проект реставрации и реконструкции старого здания. В зданиях планируется построить и пустить лифты и эскалаторы. В торговых залах будет построена аквасистема - не просто ряд аквариумов, а организованное водное пространство с водяными горками, экзотическими рыбками, растениями и животными. Будет осуществляться архитектурная подсветка здания.

    Причины и источники возрождения.
    Как удалось так кардинально переломить ситуацию? Что это: удача, везение? Ответ прост. Успешный бизнес делают успешные люди. И наоборот: плохие управленцы способны разрушить и завалить самый успешный бизнес.

    Новая команда менеджеров оказалась не только энергичной и решительной, но что еще важнее - думающей командой.

    Оглядевшись на новом месте, управляющие обнаружили следующее.

    Предприятие живет по старым правилам, не работающим в новых условиях. Нерентабельность привела к отсутствию оборотных средств. Торговый дом вынужден был брать товар на реализацию. Как правило, при этом поставщики отпускают товары по более высоким ценам. Процесс пошел. Цены в универмаге выше - количество покупателей уменьшается. Меньше покупателей - все больше незадействованных торговых площадей.

    Итог: издержки на содержание здания и его инфраструктуры растут, а доходы падают. И так по кругу. Плюс рядом "блошиный рынок" и в 100 метрах вещевой рынок с ценами, не дающими даже надежды на переманивание покупателей оттуда.

    Поэтому новая команда принимает стратегическое решение. Универмаг отказывается от закупки товаров и их прямой продаже конечным потребителям - горожанам и гостям города. Универмаг впредь будет торговать не чайниками и прочими товарами, а будет продавать условия для успешной торговли других продавцов. Благоустраиваются торговые площади, меняется торговое оборудование.

    Вместо торгового отдела, отдела поставок и прочих подобных служб возникает департамент арендных отношений и отдел реконструкции торговых зданий и площадок.

    Но чтобы возникла очередь арендаторов готовых платить арендную плату достаточную для покрытия издержек и развития торгового дома, они должны быть уверены в большом потоке платежеспособных покупателей.

    Создается отдел по связям с общественностью, одна из задач которого - воздействовать не только на потенциальных арендаторов, а в первую очередь на их покупателей.

    Начинает свою работу собственная радиостудия. Радиостудия информирует покупателей, где что лежит, готовит информационные и рекламные аудиоролики для своих партнеров-арендаторов.

    Создается единая система визуальных коммуникаций. Для арендаторов создаются рекламные вывески, щиты, световые постеры, указатели, ценники, бейджи выполненные в едином стиле.

    На каждом этаже работает Администратор. Его задача максимально облегчить поиск необходимых товаров покупателям и одновременно без лишних проволочек решать проблемы, возникающие у арендаторов торговых площадей.

    На ту же цель - увеличение потока покупателей работают и регулярно устраиваемые торговым домом праздники для горожан, конкурсы детского рисунка, показы моделей одежды и многое другое. В программах праздников обязательно присутствуют концертные номера, викторины и розыгрыши призов. Нижегородцы уже привыкли, что 8 марта, 9 мая, в День города, в Новый год их ждет праздник на площади перед универмагом. И когда у них возникает желание что-нибудь приобрести или обновить, они все чаще едут и идут в ЦУМ на площади перед Московским вокзалом, по привычке называя его Канавинским универмагом. Неудивительно, что число заявок на аренду в 4 раза превосходит имеющиеся торговые площади.

    Этим нововведения новой команды не ограничиваются. Много внимания уделяется подбору и подготовке персонала в собственном Учебном центре. Построена четкая система оплаты труда. Проводятся соревнования между сотрудниками. Традицией стали корпоративные праздники для персонала. Используются и все другие приемы грамотного менеджмента в непростых условиях переходной экономики России.

    Не забыты и арендаторы. Среди арендаторов регулярно проводятся конкурсы в номинациях "Продавец - профессия творческая", "Вот - это Партнер" и многое другое. Складываются долговременные партнерские отношения.

    В результате выигрывают все: торговый дом, его персонал, покупатели, партнеры-арендаторы, город и его горожане.

    Несомненно, заметную роль сыграл опыт. Пришли люди, которые уже сумели создать одно из самых популярных торговых предприятий города - Торговый дом "Сормовские зори".

    Но здесь нет прямых повторов. Залог успеха в думающей команде, возглавляемой талантливым бизнесменом и менеджером Куликовым Александром Геннадьевичем.

    Не зря, очевидно, на последних выборах в Законодательное собрание Нижегородской области сормовичи с подавляющим преимуществом отдали свои голоса Александру Геннадьевичу Куликову.

    У ЦУМа есть своя история, есть сегодняшний день и есть хорошая перспектива. И есть готовность разделить успех со своими сегодняшними и завтрашними Партнерами. Торговый дом идет своим путем и уверенно смотрит в будущее. Здесь Вас всегда ждут.

    Приходите! Адрес прост: ул. Фильченкова, 10 (площадь перед Московским вокзалом) Звоните: тел. 77-66-88 - департамент арендных отношений.

    Очерк подготовлен на основе материалов, предоставленных пресс-службой Торгового дома "ЦУМ"



карта сайта | главная | о проекте |  новости | услуги | тренинги и семинары  | клуб | презентация
©2000 В.Г. Паршков, журнал P&P
E-mail: info@pplus.ru

www.pplus.ru