Успешная компания: Торговый дом "Мещеры" - ЦУМ.
Предприятия как люди. У них, как и у людей есть свое "детство",
свой период становления и возмужания. Закаляются в период взлетов и неудач. Иногда
они болеют. Некоторые умирают, исчерпав весь свой жизнеспособный ресурс. Некоторые
выздоравливают. Обретают свой "характер", свою культуру и традиции. А у наиболее
удачливых наступает "вторая молодость". Именно к последней категории уверенно
можно отнести "Торговый дом "Мещеры".
Немного истории.
Решение о строительстве на привокзальной площади г. Горького крупнейшего универмага
было принято в Москве в 1938 году. В том же году архитектором Рымаренко был сделан
проект здания. Но наступили непростые времена, потом Отечественная война. По этой
причине реализация проекта была отложена.
Строительство было начато лишь десять лет спустя - в 1948 году. В 1953 году
универмаг открыл свои двери для первых покупателей страны советов. Универмаг для
тех времен был действительно большим, располагался в географическом центре города
на транспортной развязке и неизменно пользовался популярностью у горожан. В эпоху
госплана и фондов универмаг существовал вполне неплохо. В 1986 году в дополнение к
старому корпусу был сдан в эксплуатацию новый корпус. И именно в это время начались
первые проблемы в стране и в торговом предприятии. Началась эпоха карточек и
дефицита. Этот период универмаг пережил не лучше, но и не хуже других торговых
предприятий. Но новый корпус так и не зароботал на всю запланированную мощь.
Наступила эпоха приватизации, и незаметно для горожан
торговое предприятие было акционировано. Сначала вновь созданное акционерное
общество "Торговый дом "Мещеры", опираясь на старую систему поставок и управления,
в принципе продолжало держаться на плаву. Но времена менялись. И при неизменных
способах ведения бизнеса ТД "Мещеры" стал испытывать трудности, нараставшие с
каждым годом. Предприятие тяжело заболело.
К концу 1998 года треть торговых площадей пустовала. Предприятие имело большие
долги. Более 400 кредиторов постепенно теряли надежду на получение своих денег
от ТД "Мещеры". Крупнейший универмаг медленно, но уверенно превращался в памятник
архитектуры - покупатели все реже и реже заходили в некогда популярный
универсальный магазин.
Вторая молодость.
Именно в это непростое время, в феврале 1999 года в ТД "Мещеры" приходит команда
молодых энергичных менеджеров во главе с Александром Геннадьевичем Куликовым.
Новая команда взялась за дело очень решительно и энергично.
Хроника новой жизни.
- Декабрь 1998 года - есть многомиллионные долги, плохая репутация и как следствие мало покупателей. Предприятие нерентабельно.
- Февраль 1999 года - к управлению торговым центром пришла новая команда
- Март 1999 года - изменена вся система управления универмагом, созданы новые недостающие подразделения, ликвидированы старые, "отжившие свое" структуры
- Март 1999 года - заменено все торговое оборудование
- Апрель 1999 года - построены переходы между старым и новым корпусом на всех 3 этажах старого здания
- Лето 1999 года - отремонтирован и сдан в эксплуатацию ранее пустовавший первый этаж нового здания
- Лето 1999 года - спроектирован, построен и открыт 3-ий выход из здания нового корпуса в сторону пешеходного перехода
- Лето 1999 года в здании открыто кафе "Семеро с ложкой"
- Осень 1999 года - количество посетителей увеличилось в три раза и достигло 30 000 человек в день
- Январь 2000 года - произведен полный расчет со всеми 400 кредиторами по многомиллионным долгам, доставшимся новой команде "в наследство" от старых управленцев
- Февраль 2000 года - создан и начал действовать собственный Учебный центр
- Май 2000 года - реформирована система оплата труда персонала, резко возросла производительность труда персонала всех уровней
- Июнь 2000 года - на радость покупателям установлена декоративная система "Лесная сказка"
- Июнь 2000 года - Торговый дом "Мещеры" снова получил свое историческое название "Центральный универсальный магазин - ЦУМ"
- Октябрь 2000 года - очередь арендаторов, желающих торговать в помещениях торгового дома, в 4 раза превышает имеющиеся возможности; количество покупателей ежедневно посещающих ЦУМ неуклонно растет; предприятие работает рентабельно и продолжает уверенно развиваться.
Планы на ближайшее будущее.
Благоустроить прилегающую территорию. Дизайн-проект готов. Задача: превратить
торговый комплекс не только в место, где можно купить все по разумным ценам, но
просто в приятное место для прогулок. Дизайн-проектом на площади перед новым
зданием предусмотрены: кованные фонари, скамейки, фонтан выдержанные в едином
стиле.
Подготовлен аван-проект реставрации и реконструкции старого здания. В зданиях
планируется построить и пустить лифты и эскалаторы. В торговых залах будет
построена аквасистема - не просто ряд аквариумов, а организованное водное
пространство с водяными горками, экзотическими рыбками, растениями и животными.
Будет осуществляться архитектурная подсветка здания.
Причины и источники возрождения.
Как удалось так кардинально переломить ситуацию? Что это: удача, везение? Ответ
прост. Успешный бизнес делают успешные люди. И наоборот: плохие управленцы
способны разрушить и завалить самый успешный бизнес.
Новая команда менеджеров оказалась не только энергичной и решительной, но что еще
важнее - думающей командой.
Оглядевшись на новом месте, управляющие обнаружили следующее.
Предприятие живет по старым правилам, не работающим в новых условиях.
Нерентабельность привела к отсутствию оборотных средств. Торговый дом вынужден
был брать товар на реализацию. Как правило, при этом поставщики отпускают товары
по более высоким ценам. Процесс пошел. Цены в универмаге выше - количество
покупателей уменьшается. Меньше покупателей - все больше незадействованных
торговых площадей.
Итог: издержки на содержание здания и его инфраструктуры растут, а доходы падают. И
так по кругу. Плюс рядом "блошиный рынок" и в 100 метрах вещевой рынок с ценами,
не дающими даже надежды на переманивание покупателей оттуда.
Поэтому новая команда принимает стратегическое решение. Универмаг отказывается от
закупки товаров и их прямой продаже конечным потребителям - горожанам и гостям
города. Универмаг впредь будет торговать не чайниками и прочими товарами, а будет
продавать условия для успешной торговли других продавцов. Благоустраиваются торговые
площади, меняется торговое оборудование.
Вместо торгового отдела, отдела поставок и прочих подобных служб возникает
департамент арендных отношений и отдел реконструкции торговых зданий и площадок.
Но чтобы возникла очередь арендаторов готовых платить арендную плату достаточную для
покрытия издержек и развития торгового дома, они должны быть уверены в большом
потоке платежеспособных покупателей.
Создается отдел по связям с общественностью, одна из задач которого - воздействовать
не только на потенциальных арендаторов, а в первую очередь на их покупателей.
Начинает свою работу собственная радиостудия. Радиостудия информирует покупателей,
где что лежит, готовит информационные и рекламные аудиоролики для своих
партнеров-арендаторов.
Создается единая система визуальных коммуникаций. Для арендаторов создаются
рекламные вывески, щиты, световые постеры, указатели, ценники, бейджи выполненные
в едином стиле.
На каждом этаже работает Администратор. Его задача максимально облегчить поиск
необходимых товаров покупателям и одновременно без лишних проволочек решать
проблемы, возникающие у арендаторов торговых площадей.
На ту же цель - увеличение потока покупателей работают и регулярно устраиваемые
торговым домом праздники для горожан, конкурсы детского рисунка, показы моделей
одежды и многое другое.
В программах праздников обязательно присутствуют концертные номера, викторины и
розыгрыши призов. Нижегородцы уже привыкли, что 8 марта, 9 мая, в День города,
в Новый год их ждет праздник на площади перед универмагом. И когда у них возникает
желание что-нибудь приобрести или обновить, они все чаще едут и идут в ЦУМ на
площади перед Московским вокзалом, по привычке называя его Канавинским универмагом.
Неудивительно, что число заявок на аренду в 4 раза превосходит имеющиеся торговые
площади.
Этим нововведения новой команды не ограничиваются. Много внимания уделяется подбору
и подготовке персонала в собственном Учебном центре. Построена четкая система
оплаты труда. Проводятся соревнования между сотрудниками. Традицией стали
корпоративные праздники для персонала. Используются и все другие приемы
грамотного менеджмента в непростых условиях переходной экономики России.
Не забыты и арендаторы. Среди арендаторов регулярно проводятся конкурсы в
номинациях "Продавец - профессия творческая", "Вот - это Партнер" и многое
другое. Складываются долговременные партнерские отношения.
В результате выигрывают все: торговый дом, его персонал, покупатели,
партнеры-арендаторы, город и его горожане.
Несомненно, заметную роль сыграл опыт. Пришли люди, которые уже сумели создать
одно из самых популярных торговых предприятий города - Торговый дом
"Сормовские зори".
Но здесь нет прямых повторов. Залог успеха в думающей команде, возглавляемой
талантливым бизнесменом и менеджером Куликовым Александром Геннадьевичем.
Не зря, очевидно, на последних выборах в Законодательное собрание Нижегородской
области сормовичи с подавляющим преимуществом отдали свои голоса Александру
Геннадьевичу Куликову.
У ЦУМа есть своя история, есть сегодняшний день и есть хорошая перспектива. И есть готовность разделить успех со своими сегодняшними и завтрашними Партнерами. Торговый дом идет своим путем и уверенно смотрит в будущее.
Здесь Вас всегда ждут.
Приходите! Адрес прост: ул. Фильченкова, 10 (площадь перед Московским вокзалом)
Звоните: тел. 77-66-88 - департамент арендных отношений.
Очерк подготовлен на основе материалов, предоставленных пресс-службой
Торгового дома "ЦУМ"
|