Неполитическая организация: Нижегородская гильдия профессиональных консультантов.
|
"... Мы займемся арифметикой...У вас в кармане два яблока...Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
-Два.
-Подумайте хорошенько.
- ...Два.
- Почему?
- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!"
А. Толстой "Золотой ключик"
|
В начале 90-х годов в Нижнем Новгороде появились странные люди,
говорившие, что они консультанты по бизнесу. Большое веселье вызывал ответ:
"Даю советы по правильному ведению бизнеса", - на вопрос: "Чем занимаетесь?".
Наиболее приличная реакция была: "Не учите меня жить ...", :"А их мне надо?",
"У меня и так все OК!", что говорило о немалом словарном запасе и знакомстве с
классикой. Прочие ответы не могут быть приведены в силу их детской
непосредственности или присутствия ненормативной лексики.
Это была романтическая эпоха, когда физики и радиоэлектроники, назначившие себя
консультантами по бизнесу, изумленно открывали для себя законы экономики.
Красивые слова - бизнес-план, маркетинг и загадочные символы "PR", будили их
воображение и звали на штурм еще непокоренных вершин экономики.
Таким было начало.
Первыми клиентами были бизнесмены, имеющие систематическое образование и понимающие
книжную мудрость. Их было мало, на них смотрели как на людей, зарывших последние
пять сольдо на поле дураков и ждущих, что скоро вырастет денежное дерево. К
немалому удивлению самих бизнесменов часто происходило именно так.
Это было время "пирамид" и 300% годовых за кредиты, которые никто не возвращал.
Где не копни, всюду лежали деньги, деньги, деньги. Такому рынку нужны были не
консультанты, а только "лопата" и умение ею грести. Консультанты были одиноки,
скрытны и нуждались не друг в друге, а только в заказах.
Однако, в 1995 году на рынке проявились новые тенденции. Рынок от конкуренции
между покупателями переходил к конкуренции за покупателя. Эпоха, когда: "Купил
за 100 рублей, продал за 200 рублей, на эти 2% и живу.", - заканчивалась. Для
многих оказалось неожиданностью, что за покупателя надо бороться. Потребовались
иные, регулярные методы ведения бизнеса. И тут вспомнили о тех, кто пытался
"всучить" им когда-то такой эфемерный продукт как советы по бизнесу.
К этому времени и сами "самозванные" консультанты обросли жирком новых знаний.
Они занимались самообразованием, участвовали в различных учебных семинарах и
бизнес-школах. Использование новых знаний на практике привело их к пониманию того,
чем же они действительно занимаются. Они стали осознавать себя профессионалами,
а свой бизнес - как профессию. Возникла потребность не только утверждения себя в
профессии, но и утверждения профессии в общественном сознании.
Появились первые крупные проекты которые отдельные консультанты не могли выполнить
в одиночку. Приходилось искать партнеров для совместной работы над проектами.
Осознание профессии и совместная работа привели к первым попыткам создать
профессиональное объединение бизнес- консультантов.
В 1995 г. ряд консультантов совместно с Департаментом промышленности областной
Администрации Нижегородской области разра-ботали пакет учредительных документов
для создания профес-сионального союза консультантов. Примерно в это же время
были предприняты еще две попытки создания профес-сиональных союзов консультантов.
Все попытки кончились неудачно.
Как сейчас уже стало ясно, не все консультанты стремились тогда к объединению на
деле, а не на словах. Слишком они были разрознены, имели совершенно разные
квалификацию и опыт работ. Несмотря на то, что рынок услуг начал расти,
предложение по---прежнему превышало спрос. Все это объективно мешало
созданию профессионального объединения.
Возникшее стремление к объединению в мелкие "местечковые" группы вступало в
противоречие с некими неосознанными объективными тенденциями к объединению в
профессиональный союз.
Но жизнь не стоит на месте. В Нижнем Новгороде возникли первые объединения
клубного типа: общение, взаимное образование, совместная просветительская
деятельность через местные СМИ. Эти робкие попытки объединения, однако, сыграли
свою положительную роль. Общественное мнение узнало о существовании такой
профессии. Ряды консультантов пополнились людьми, имеющими собствен-ный опыт
в бизнесе и знающие его проблемы изнутри. Встречи в неформальной обстановке и
обмен мнениями приводили к осознанию общих интересов в формировании цивилизованного
рынка консалтинговых услуг.
Во время общения с коллегами определился некоторый квалификационный стандарт,
который стимулировал консуль-тантов к повышению собственной квалификации.
Консультанты включились в программы "Морозовского проекта" и другие проекты,
связанные с бизнес-образованием.
Время играло на сторонников объединения. Бизнес все более требовал регулярного
менеджмента и маркетинга. Профес-сиональные журналы для бизнесменов все чаще
печатали статьи об успехах фирм, пользующихся услугами профес-сиональных
консультантов. В деловом мире росло понимание роли независимых консультантов
для успешного ведения бизнеса.
К тому же, в 1996 году стал улучшаться инвестиционный климат в Нижегородской
области. Появились крупные инвестиционные проекты, в том числе - зарубежные.
Региональный рынок высоко-профес-сиональных консалтинговых услуг вырос настолько,
что к нему стали проявлять внимание западные и столичные консалтинговые фирмы.
Росло понимание, что противостоять давлению извне можно только объединившись.
Нужна была объединяющая идея, позволяющая опробовать все достоинства и недостатки
совместной работы.
В 1996 году на бизнес - семинаре одним из авторов статьи была озвучена идея
проведения серии бесплатных ярмарок - консуль-таций для предпринимателей
Нижегородской области. Идея была одобрена всеми участниками семинара, и через
три недели в июле 1996 года первая такая ярмарка была проведена. До конца года
было проведено шесть таких добровольных акций. В акции участвовали как представители
юридических лиц, так и физические лица.
В ходе таких ярмарок определился круг их постоянных участников, появились некоторые
технологии проведения совместных акций и возникло понимание важности объединения в
профессиональный союз.
Поэтому на очередном "круглом столе", проведенном по резуль-татам октябрьской
ярмарки, было выдвинуто предложение об объединении в профессиональный союз.
Идея была поддержана администрацией Нижегородской области. Заинтересованность в
создании такого союза проявили крупные российские и зарубежные консалтинговые
фирмы и профес-сиональные союзы.
И, наконец, 11 декабря 1996 года шесть юридических и двадцать два физических лица,
для которых консалтинговая деятельность уже стала основной профессией, учредили
некоммерческую организацию "Некоммерческое партнерство "Первая Нижегородская
гильдия профессиональных консультантов" (далее Гильдия).
Основной причиной успеха на это раз, на наш взгляд, явилось то, что содружество
возникло
- во-первых, как ответ на реальные потребности бизнеса;
- во вторых, на основе реального общего дела - проведение бесплатных консультаций и просветительская деятельность в СМИ;
- и в третьих, осознание "наиболее способными Буратино" основ
высшей математики бизнеса - оказалось, что в бизнесе деление не всегда означает
потери.
Далее развитие Нижегородского объединения профессиональных консультантов пошло в
полном соответствии с объективными законами развития любой организации:
структурирование, формализация, увязка взаимных интересов и т.п. С этого момента
прошел уже год. Сегодня это выглядит так.
Основной целью Гильдии признано формирование и развитие цивилизованного
регионального рынка консультационных услуг.
Своими основными задачами учредители Гильдии считают:
1. Формирование понимания в среде предпринимателей места и роли профессиональных консультантов в развитии успеш-ного бизнеса.
2. Формирование профессиональных стандартов, этических норм и правил поведения на рынке консалтинговых услуг.
3. Повышение профессионального уровня Членов Гильдии.
4. Защита профессиональных и иных интересов Членов Гильдии.
5. Участие в разработке и реализации комплексных инвестиционных проектов и конкретных региональных программ.
6. Сотрудничество с российскими и зарубежными консалтин-го-выми фирмами и профессиональными союзами.
Гильдия открыта для вступления новых членов. Единственными,
но достаточно жесткими критериями, кроме признания ее устава, являются
профессионализм и соблюдение этических норм поведения на рынке.
Понимая всю хрупкость достигнутого равновесия, Учредители приняли решение о
создании восьми комитетов в рамках Гильдии, которые возглавили ведущие
консультанты региона. Председатели комитетов образуют Совет Гильдии. На первом
собрании учредителей Гильдии принято соломоново решение не вводить пост президента.
Был избран коллегиальный орган для управления текущей деятельностью Гильдии:
Совет Вице-президентов. Все Вице-Президенты обладают равными правами.
Значимые решения вправе принимать только Совет Гильдии и\или общее собрание.
Оперативную работу по организации и проведению Совета Вице-Президентов и Советов
Гильдии осуществляет исполнительный Вице-президент, причем он и все члены
руководства Гильдии работают на общественных началах, без оплаты.
Созданная организационная структура и соблюдение общих стандартов качества и
этических норм поведения на рынке позволили Гильдии уйти от навязывания своим
Членам единых методик, технологий, цен в их профессиональной деятельности.
Гильдия устанавливает высокий стандарт качества услуг, предоставляемых ее членами,
следит за соблюдением добро-вольно принятых ее Членами морально - этических норм
поведения на рынке и не вмешивается во внутренние дела своих Членов.
Подобная структура, хотя и кажется несколько аморфной, позво-ляет, по меткому
замечанию одного из Вице-президентов, "приглядывать друг за другом" и, вместе
с тем, извлекать пользу от профессионального объединения.
В ряде крупных проектов Члены Гильдии объединяли свои усилия для достижения
наилучших результатов.
Примером этого может служить проект реструктуризации одного из крупных механических
заводов в рамках Нижегородской программы реструктуризации. В проекте
реструктуризации этого завода участвовали только Члены Гильдии. Из
девяти проектов, защищенных перед областной администрацией и областным
Законодательным собранием, - это единственный проект, в котором не участвовали
иногородние и иностранные консультанты. Проект отмечен комиссией как лучший по
глубине и качеству проработки.
Другим примером может служить разработанный и прочитанный Членами гильдии по заказу
Учебного центра ОАО "ГАЗ" цикл лекций по практическому маркетингу. Курс получил
высокую оценку специалистов ОАО "ГАЗ" и рекомендован для всех предприятий, входящих
в финансово - промышленную группу "Нижегородский автомобиль".
Продолжая традицию бесплатных ярмарок консалтинговых услуг, Гильдия совместно с
Департаментами Администрации Нижего--род-ской области провела серию таких ярмарок
в городах областного подчинения и районных центрах Нижегородской области.
Гильдия участвовала в ряде всероссийских выставок и семинаров, организованных
Нижегородской Ярмаркой, посвя-щенных малому и среднему бизнесу.
В целях повышения профессионального уровня Члены Гильдии приняли участие в семинарах
и конференциях, устраиваемых российскими и зарубежными профессиональными союзами
консультантов.
Одной из своих ближайших целей Гильдия считает укрепление связей с российскими и
европейскими союзами профес-сиональ-ных консультантов. Мы уверены, что установление
единых стандартов качества консалтинговых услуг на всем экономическом пространстве
России будет способствовать росту авторитета профес-сиональных российских
консультантов в отечественных деловых кругах.
В будущем Гильдия планирует дальнейшую интеграцию с Российскими и зарубежными
профессиональными союзами и постепенный переход к общепринятым в мировом сообществе
стандартам качества предоставляемых консалтинговых услуг.
Годы существования Гильдии доказали правомерность принципов заложенных в основание
созданного профессиональ-ного союза. Создание Гильдии сыграло заметную роль в
формировании и развитии цивилизован-ного рынка консультационных услуг в Нижнем
Новгороде и регионе в целом.
За это время консультантами - членами Гильдии - выполнено более 125 крупных
проектов. Услугами Членов Гильдии воспользовались предприятия с численностью
работающих от 3 до 7400 человек, представляющих следующие виды деятельности:
автомобилестроение, производство продуктов большой химии, производство изделий
медицинской техники, производство и переработка с/х продукции, научные
исследования и разработки, оказание бытовых услуг населению,
салоны офисной мебели, оптовая и розничная торговля, автосервис, реализация
изделий медицинской техники и сложно-технического медицинского
оборудования, национальная сеть автомобильных салонов, организация гастролей
суперзвезд мировой эстрады, создание фирменных учебных центров подготовки
руководителей и персонала, избирательные компании.
Более подробную информацию можно получить можно получить у действующих
Вице-Президентов и администратора Гильдии:
Паршков Вячеслав Григорьевич, Вице-Президент, тел.: (8-8312) -97-41-83, E-mail: vg@sandy.ru
Каткова Татьяна Викторовна, Вице-Президент, тел.: (8-8312) -43-15-02, E-mail: tatian@kis.ru
Альтшулер Игорь Григорьевич, Вице-Президент, тел.: (8-8312) -94-20-55, E-mail altsh@kis.ru
Буреев Александр Альбертович, Вице-Президент, тел.: (8-8312) -43-17-08, E-mail: info@zaonika.nnov.ru
Винер Регина Израилевна, Администратор Гильдии, тел.: (8-8312) -49-77-59, E-mail: info@zaonika.nnov.ru
|