главная>>журнал>>организующая структура и система управления
Организующая структура и система управления
Решения - продукт и смысл деятельности управленца
И.Альтшулер

    На определенном этапе развития предприятия у большинства руководителей появляется здоровое желание облегчить себе суровую жизнь руководителя. Возникает вопрос: что лучше всего сделать для автоматизации управления? Какой программный продукт приобрести, чтобы сразу все стало замечательно? Прежде чем говорить об автоматизации управления, хотелось бы сказать несколько слов о самом управлении.

   Продуктом деятельности управленца, как известно, являются решения (хочу сразу подчеркнуть, что решение - это то, что реализуется, в противном случае следует говорить лишь о желаниях или намерениях). Классический процесс принятия решений весьма сложен и включает в себя, в частности, сбор и анализ информации, подготовку возможных вариантов решений, выбор решения, организацию его реализации, учет, контроль, анализ результатов, выработку корректирующих воздействий.

    Есть периодически, регулярно происходящие процессы, например, ежемесячное начисление и выдача зарплаты сотрудникам или ежеквартальный профилактический осмотр оборудования, есть проекты (проведение рекламной кампании или разработка новой услуги), а есть события внезапные, незапланированные - конфликт между технологами и экономистами, приход очередных контролеров от имени государства, увольнение лучшего сбытовика.

    Обычно для периодических процессов и проектов на предприятии уже накоплен набор возможных сценариев, процедур их реализации. К примеру, зарплату можно начислить и выдать вовремя, а можно начислить, но не выдавать (нужно купить сырье, товарищи рабочие!) или выдать частично. С незапланированными, неожиданными, особенно конфликтными событиями (конфликтуют люди и подразделения, цели, приоритеты, сроки) сложнее - может не существовать готового набора сценариев или он может оказаться явно непригодным для данного случая, в результате управленцу приходится импровизировать.

    Любое управленческое решение, плановое или экстренное, имеет свою цену - так, своевременная выдача зарплаты успокаивает рабочих, но оставляет нерешенной проблему закупки сырья, а также оставляет обиженными соратников, которые хотели месяц-другой "покрутить" эти деньги.

    При наличии многоуровневой системы управления множество управленческих решений принимается на разных уровнях, они противоречат друг другу, сталкиваются. Я в свое время потратил немало сил на борьбу с руководством фирмы, в которой планово-отчетные службы жили по декадному циклу, а сбытовые - по недельному. Высшие руководители боятся делегировать полномочия вниз (не хотят терять власть, не уверены в среднем звене, не умеют отделить главное от второстепенного), а управленцы более низких уровней нередко боятся ответственности и стремятся переложить, делегировать ее наверх, "как бы чего не вышло". В результате наверху возникают натуральные "пробки", высшее руководство ежедневно занимается решением множества управленческих задач не своего уровня.

    Проблема оценки принимаемого решения, соответствия его основным целям предприятия (кто бы их еще сформулировал!), моделирования возможных последствий, ближайших и отдаленных, принятия решений сама по себе очень важна. Между тем даже на простейшие вопросы типа "Что нам даст это решение?", "А во что оно нам обойдется?" управленцы чаще всего не могут (а иногда и не хотят) четко и внятно ответить.

    Предприятие - сильно взаимосвязанная сложная система, в которой каждый нездоровый участок "инфицирует" остальные, не случайно на Западе в последнее время стала столь модной "вирусная теория менеджмента". Люди неодинаково обучены, инструмент неодинаково изнашивается, совещания делают жизнь менеджеров нервной и непредсказуемой ("зараза" быстро распространяется). Менеджер должен уметь распознавать, определять, описывать, ставить диагноз и улучшать систему, за которую он несет ответственность, должен уметь отличать полезный сигнал от шума, должен уметь диагностировать поведение людей.

    Наряду с общими проблемами управлениями, характерными для любых предприятий, следуют учитывать и особенности нынешней российской ситуации. С.А.Комаров еще в 1994 году писал, что "Россия оказалась погруженной в море западного менеджмента, не представляя четко свои координаты и эффективность направления движения". В наследство от прошлых этапов России достались бюрократическая система (не столь совершенная, как французская), немецкие идеи "общенародной фабрики" (не подкрепленные немецкой культурой), на этом фоне идет бурное распространение англо-американской управленческой литературы- СМИ приучают нас к понятиям предпринимательства, малого бизнеса, прибыли, конкурентного рынка, независимых самостоятельно плавающих предприятий. Отсюда - смешение и хаос в головах руководителей.

    Думаю, сказанного достаточно для того, чтобы понять, что управление вообще (а в условиях современной России в особенности) представляет из себя многоуровневый и многомерный нетривиальный процесс, который нуждается в информационной поддержке, но вовсе не исчерпывается ею.

    Не думаю, что информационная система подскажет опытному руководителю верное решение возникшей проблемы (в конце концов, решать проблему будет он сам, используя свой опыт, интуицию и т.д.), но вот помочь руководителю принимать поменьше ошибочных решений система может уже сегодня.

    Подробней - в разделе "Информационные технологии" (см. материал "Что может и чего не может автоматизация")


карта сайта | главная | о проекте |  новости | услуги | тренинги и семинары  | клуб | презентация
©2000 В.Г. Паршков, журнал P&P
E-mail: info@pplus.ru

www.pplus.ru