главная>>журнал>>стратегия развития, корпоративная политика и философия
Стратегия развития, корпоративная политика и философия
  Что такое стратегия развития компании?
или как доступно объяснить свою стратегию не только ближайшим соратникам, а всем сотрудникам - от уборщицы до начальника отдела
В.Г.Паршков, В.И.Чадаева

"Я не знал, что я говорю прозой"
Мольер

У вас возникла необходимость объяснить своему персоналу стратегию достижения целей компании. Как это сделать?

    Можно пригласить очень грамотного и эрудированного, но весьма далекого от практического бизнеса специалиста и провести семинар. Можно прочитать несколько серьезных и правильных книг. В обоих случаях, если убрать малозначащие и неинформативные слова, в сухом остатке, скорее всего, мы получим следующее: "Стратегия - планирование и осуществление изменений обеспечивающих для организации движение от ее текущего состояния к некоторому желаемому состоянию в будущем ...".

    Вы действительно хотите доступно объяснить свою стратегию не только ближайшим соратникам, а всем сотрудникам - от уборщицы до начальника отдела?
Попробуйте это сделать на живом и понятном примере из жизни Вашей компании.

Например, у Вас возникла (или была в не очень далеком прошлом) необходимость послать сотрудника в Москву с очень важным для компании поручением. Можно использовать эту (или любую другую) хорошо знакомую Вашим сотрудникам ситуацию для разговора об очень серьезных вещах.

    Опираясь на эту жизненную ситуацию, можно объяснить разницу между стратегией и тактикой предприятия примерно так:
Ваша Стратегическая задача: попасть с площади Минина в г. Нижний Новгород на ул. Новый Арбат, 19 в г. Москва не позднее 11 часов утра завтрашнего дня. На решение этой задачи я могу Вам выделить 1100 рублей. При успешном выполнении этой задачи Вас ждет новый, очень высокий пост в нашей организации.

   А вопросы: во сколько выехать, на чем ехать, во сколько надо быть в Москве, что есть, где спать - это уже вопросы вашего "Бизнесплана: как попасть на Новый Арбат в срок и в пределах имеющихся средств" Ответы на вопросы бизнесплана - это и есть стратегия и тактика достижения стратегической цели (задачи)

   Какие могут быть варианты? Да самые разные.
  • Если Вам гораздо важней сэкономить время, то Вы купите билет на самолет, из аэропорта на такси доберетесь до Нового Арбата. Но тогда придется дополнительно инвестировать в проект собственные деньги (используете собственные оборотные средства). Если Вы уверены, что на новом посту продержитесь достаточно долго, а разница в зарплате с лихвой окупит вложенные лично Вами 1000 рублей в достаточно короткий срок - Вы выберите именно эту стратегию достижения цели.
  • Если Вы готовы поступиться комфортом (используете внутренние сильные стороны), хотите застраховаться от случайностей (минимизировать риски внешней среды - вдруг нелетная погода и самолет не полетит) - Вы немедленно пойдете на вокзал , купите билет на ближайший поезд, с 3 ночи до 7 утра проведете на вокзале в Москве, после чего разыщите здание №19 на Новом Арбате, выясните что это Совет Федерации РФ, узнаете как туда попасть и будете спокойно ждать назначенного часа. Другой вариант достижения стратегической цели.
  • Если Вы хотите гарантированно заработать еще и какие-то деньги на выполнении этого задания, Вы купите самый дешевый билет в общий вагон, возьмете из дома бутерброды, выполните задание и получите как моментальную премию 720 рублей оставшихся командировочных. Правда есть риск - возможно на трамвае Вы не успеете к сроку добраться от вокзала к месту встречи (самый дешевый поезд может прийти в Москву за 47 минут до назначенного времени). Третий вариант достижения стратегической цели.
  • Если приложите некоторые нетривиальные усилия (маркетинговые исследования этого "сегмента рынка"), Вы можете обнаружить, что как раз в нужный день в нужное время в Москву отправляется Ваш приятель на своей машине и готов Вас подвезти прямо до места. Или выясняется, что Ваша невестка-проводница именно сегодня отправляется в Москву и готова Вас туда с комфортом доставить. (Вы используете благоприятные факторы внешней среды). Правда снова увеличиваются риски: а вдруг машина сломается, приятель передумает, машина попадет в ДТП, невестка заболеет и т.п. Четвертый вариант достижения стратегической цели.
  • Если подумать, количество возможных вариантов будет заметно больше.
  • Есть, наконец, еще один вариант. Вы продолжаете заниматься текущими делами, не интересуетесь, есть ли билеты; и вообще ходят ли поезда и когда; не думаете где это - Новый Арбат и т.д. Возможно, Вы попадете в Москву, а может быть и не успеете. И вместо Вас там окажется другой Человек. И место Ваше займет другой человек. Катастрофы не будет. Жизнь будет продолжаться, но Вы переместитесь на одну или несколько ступенек вниз, а кто-то вверх. Это отсутствие стратегии достижения цели на самом деле тоже стратегия: стратегия "Будь что будет! Авось повезет".

Приведем еще один пример из частной жизни граждан (в первую очередь их лучшей половины). Стратегическая цель: держать форму, хорошо выглядеть, нравиться себе и окружающим. Попробуем описать достижение цели в терминах стратегического менеджмента: см. Пример выработки стратегии развития


карта сайта | главная | о проекте |  новости | услуги | тренинги и семинары  | клуб | презентация
©2000 В.Г. Паршков, журнал P&P
E-mail: info@pplus.ru

www.pplus.ru